7 лучших фильмов о современном искусстве: от «Фальшивки» до «Квадрата»
До российского проката наконец-то добрался «Квадрат», завоевавший в этом году на Каннском фестивале «Золотую пальмовую ветвь». Швед Рубен Эстлунд снял ленту о человеческой трусости, неоднозначности современной европейской жизни и, не в последнюю очередь, роли искусства во всем этом деле. Вдохновившись просмотром «Квадрата», Time Out решил собрать лучшие фильмы о совриске на любой вкус: от французской комедии до классики Орсона Уэллса. © Janus Film «Фальшивка» (1973) Режиссер: Орсон Уэллс О чем Спустя три десятилетия после «Гражданина Кейна» великий Орсон Уэллс решил обратиться к арт-тематике. Режиссер снял псевдодокументальный фильм об Элмире де Хори, одном из самых известных фальсификаторов в истории искусства. Вторым героем стал американский литератор Клиффорд Ирвинг, за год до съемок «Фальшивки» осужденный за издание поддельной биографии миллионера Говарда Хьюза. Зачем смотреть Чтобы поразмышлять вместе с Уэллсом о том, так ли важна подлинность при наличии таланта (а герои «Фальшивки» им безусловно обладали). А также о фундаментальной роли вымысла и обмана в любом виде искусства. В конце концов, сама «Фальшивка» притворяется документалкой и изобилует всяческими выдуманными историями (например, о том, как подружка Уэллса якобы позировала для Пикассо). И все же шедевр кинематографа. © Canal+ «Очаровательная проказница» (1991) Режиссер: Жак Риветт О чем Художник и его модель — тема вечная. Она-то и легла в основу «Очаровательной проказницы», принесшей Жаку Риветту Гран-при в Каннах-1991. Сюжет такой: в гости к именитому художнику Френхоферу приезжает его молодой последователь со своей девушкой Марианной. Престарелый творец предлагает гостье позировать для его последней картины. Естественно, обнаженной. Желая досадить своему бесталанному и уже поднадоевшему любовнику, та соглашается. Так в мастерской встречаются игривая, склонная к провокациям, юность и бесстрастное творчество, для которого телесные прелести все равно что глина для гончара. Зачем смотреть Чтобы застать художника за самым интимным во всех смыслах моментами творчества и узнать, есть ли водораздел между искусством и человеческими чувствами и желаниями. © Playhouse International Pictures «Я стреляла в Энди Уорхола» (1995) Режиссер: Мэри Хэррон О чем За пять лет до знаменитого «Американского психопата» Мэри Хэррон сняла любопытную ленту, основанную на реальных событиях. В 1968 году радикальная феминистка Валери Соланас пожаловала к Энди Уорхолу и выпустила пионеру поп-арта три пули в живот. «За то, что он контролировал мою жизнь», — заявила новоявленная Фанни Каплан, в тот же день сдавшись полиции. С этого, собственно, и начинается фильм. Дальше — история жизни Соланас, ее знакомства с Уорхолом и развития паранойи, толкнувшей ее на преступление. Зачем смотреть Чтобы убедиться, что художник — профессия опасная. Особенно если твое главное произведение — ты сам. Хэррон вводит нас в противоречивую тусовку 60-х и демонстрирует, что радикализм — опасная штука даже в таком богоугодном деле, как феминизм. © Warner Bros. «Высокий музей, низкий музей» (2008) Режиссер: Жан-Мишель Рибе О чем Эта французская комедия не столько об искусстве как таковом, сколько о зрителях. В основном тех, которые приходят в музей «потому что так надо». Оригинальное французское название Musée haut, musée bas перевели буквально, а правильнее было бы: «Музей от А до Я». Рибе вводит в свет софитов всяческие типажи, которых можно заметить в музейных залах: от дотошных смотрителей до мамаши, решившей «окультурить» детей. В его «Музее» любители сюрреализма ничего в сюрреализме не смыслят, а главная задача экскурсовода — научить бестолковых американцев правильно выговаривать фамилии французских художников. Зачем смотреть Чтобы посмотреть на себя со стороны и вспомнить, что для галочки к искусству не ходят. И вдоволь посмеяться, конечно. © Parker Film Company «Без названия» (2009) Режиссер: Джонатан Паркер О чем И снова искусство превращается в повод для шуточек. На этот раз — в американском духе. Главные герои «Без названия» — люди творческие. Адриан — экспериментальный композитор, Меделин — куратор в галерее. Он исполняет свои композиции с помощью ведер и тряпок, она вызывает ропот толпы выставкой с использованием чучел животных (вспоминается недавний скандал вокруг песиков Яна Фабра, подвешенных под потолком Эрмитажа). Естественно, они влюблены. И все бы хорошо, но брат Адриана — владелец галереи, и однажды он решает прикрыть лавочку, так как искусство — дело убыточное. Зачем смотреть Чтобы позабавиться над пародией на современную культуру перед походом на настоящую выставку. И скоротать сентябрьский вечерок за незамысловатым, но приятным фильмом. © Paranoid Pictures «Выход через сувенирную лавку» (2010) Режиссер: Бэнкси О чем Хороших документальных фильмов об искусстве сколько угодно, скажете вы. Но этот — особенный. Во-первых, его снял Бэнкси. Во-вторых, памятуя о загадочности стрит-артиста, многие сомневаются в документальности ленты и записывают ее в жанр мокьюментари. Главный уличный художник мира решил поведать нам о том, как французский документалист по имени Тьерри Гетта напал на его след и добился личного знакомства. С тех пор он становится верным другом Бэнкси и в один прекрасный момент решает исследовать вместе с ним мир стрит-арта. Зачем смотреть Чтобы взглянуть по-новому на мир уличного искусства и восхититься талантом Бэнкси по части мистификации: с момента выхода фильма прошло 7 лет, а достоверность существования Тьерри Гетта до сих пор вызывает вопросы. © Plattform Produktion «Квадрат» (2017) Режиссер: Рубен Эстлунд О чем Главный герой «Квадрата» — авторитетный куратор музея современного искусства в Стокгольме. По пути на работу он становится жертвой мошенников: у бедняги крадут телефон и кошелек. Вычислив трубку по геолокации, он не находит ничего лучше, как подкинуть письма с угрозами всем жителям помеченного на карте дома. Тут-то все и пошло не так: героя начинают преследовать загадочные личности, а видео, призванное пропиарить его грядущую выставку, вызывает негодование общественности. Зачем смотреть Режиссер Рубен Эстлунд размышляет об эластичности политкорректности и прочих либеральных ценностей (совриск — тоже одна из них), а также нашей способности превратить свою жизнь в хаос. Еще в фильме множество ироничных отсылок к миру искусства: от человека-обезьяны по заветам Олега Кулика до музейных мероприятий, на которых все при первой возможности бегут к закускам.