В Музее модерна открылась выставка "Последние вещи империи"
Илья Саморуков не первый раз экспериментирует с предметами, заставляя их "рассказывать историю" прошлого. В 2016 году в музее проходила его выставка "Голоса вещей", где несколько предметных композиций вместе со звуковыми эффектами помогали зрителям придумать свой рассказ. В этот раз в пространственной композиции из вещей зашифрована уже состоявшаяся история — Великая русская революции. Главное ощущение от инсталляции — хаос, разгром, крах. Крест на фоне зеркала, чучело петуха на этажерке, бюст Ленина, антикварные часы, небольшой колокол — те элементы мозаики, складывающиеся в исторический текст. На старом столе под тусклым светом зеленой лампы старая книга Байрона "Корсар". Поэма открыта на моменте, когда персонаж предвкушает утренний бой. Перевернутые стулья, разбросанные книги, спинки железных кроватей — хаос человеческой жизни в то время. На книге стоит портрет молодой девушки, говорящей и о личных трагедиях, которые принесла за собой революционная волна. В инсталляции предметы теряют свою функциональную сущность и приобретают символический смысл. На выставке "Последние вещи империи" самое важное — атмосфера и ощущения зрителей. Зал, подобранный под презентацию проекта, выбран весьма удачно — подвальные помещения с "расстрельной" стеной уже создают напряженную, мрачную, тягучую атмосферу. Хаос и перевернутые вещи усиливают это напряжение. На самой выставке автор инсталляции присутствовать не смог. Он составил небольшую видеопрезентацию, которая транслируется на экране в соседнем зале. В день представления "Последних вещей империи" Илья Саморуков вместе с Владимиром Логутовым в Москве открывали выставку "Оргия вещей" в рамках проекта параллельной программы VII Московской международной биеннале современного искусства. С открытием выставки в Музее модерна было связано несколько сложных моментов. Во-первых, день открытия перенесли с 15 на 19 сентября, и некоторые посетители узнали это в последний момент. Во-вторых, организаторы, несмотря на то, что это первая выставка после летнего сезона, на которую ожидаемо должно было прийти много народу, провели презентацию в малом зале подвальных помещений. Это вызвало длинную очередь, и некоторые посетители разочарованно ушли, не успев зайти в главный зал. Выставка "Последние вещи империи" дополняется словами "Декорация к несуществующему спектаклю". Видимо, этот "несуществующий спектакль" вдохновлялся теорией об "эпическом театре" Бертольта Брехта, в которой говорится, что зритель должен испытывать неудобства.