Вена набирается смелости
Вместе с ярмаркой viennacontemporary В австрийской столице открылась viennacontemporary, в которой в этом году участвуют 110 галерей из 27 стран. Олег Краснов наблюдал, как на самой русской из европейских арт-ярмарок искусство подстраивается под заокеанских и западноевропейских гостей. Пять лет назад, когда увядающий бренд ViennaFair брала в аренду русская команда, трудно было представить, что здесь появятся коллекционеры не то что из США, а даже из соседних Франции и Бельгии. Ярмарка, традиционно ориентированная на немецкоговорящую публику из Австрии и Германии, тогда буквально взорвала Вену «широтой русской души». Были и агрессивная рекламная кампания, и неистовое ухаживание за коллекционерами (VIP-программа включала ужины в Бельведере, лучшие места в опере и персональные туры по великим венским музеям), и показы малоизвестного искусства из Центральной и Восточной Европы. Три года назад владелец ViennaFair Дмитрий Аксенов сменил бренд и место проведения ярмарки — новая viennacontemporary в индустриальном выставочном пространстве конца XIX века Marx Halle стала более элегантной и размеренной, как и ее программа, рифмующаяся с мировыми рыночными и музейными трендами. Показали на биеннале в Венеции современное искусство Болгарии — и секция Focus, в которой представляют искусство отдельной страны или региона, ломится от работ болгарских классиков и актуальных художников. Заговорили о готовящейся в лондонской Tate выставке румынского неофициального искусства — и целый взвод галеристов из Бухареста и Тимишоары заполняет ярмарочные стенды. Быстрая реакция, рыночная «свежесть» искусства и абсолютно земные цены и стали тем, что привлекает сюда все новых и новых коллекционеров и музейщиков из разных стран. Плюс, конечно, невероятная энергия и обаяние арт-директора viennacontemporary Кристины Штейнбрехер-Пфандт, в свое время начинавшей кураторскую карьеру в Москве. Трендом этого сезона стал венгерский неоавангард 1960–1970-х годов, объединенный все в той же секции Focus. Его появлению на ярмарке предшествовали музейные и галерейные выставки в Европе и США. В Вену три галереи привезли музейного уровня работы с ценами, которые иные российские дилеры запрашивают за молодых авторов. Например, в acb Gallery из Будапешта живописные инсталляции художников из объединения Pecs Workshop предлагают по €12 тыс. Расширение клиентской базы ярмарки, бесспорно, вдохновляет галеристов, и прежде всего австрийских, их тут по-прежнему большинство. Если еще в прошлом году масштабные инсталляции на стендах можно было пересчитать по пальцам одной руки (они приобретаются в основном музеями), как и крупноформатные скульптуры и полотна, а также работы звезд арт-сцены стоимостью от €100 тыс., то сегодня их стало заметно больше. Не побоялись выставить такие масштабные инсталляции, например, венские Galerie Hubert Winter и Galerie Lisa Kandlhofer, которые представили концептуальные работы Сары Пихлькостнер и Карла Карнера (от €35 тыс.). Дорогие произведения классиков современного искусства показали Galerie Ernst Hilger (картина сюрреалиста-урбаниста Эрро «La Poland» оценена в €220 тыс.), Galerie Thaddaeus Ropac (за пиксельную конструкцию из стали Энтони Гормли и «ртутную» каплю Аниша Капура просят 350 тыс. и 150 тыс. фунтов соответственно), Mario Mauroner Contemporary Art (монументальные чернильные рисунки Яна Фабра стоят здесь от €200 тыс.). А современной скульптуре на ярмарке даже посвятили новую отдельную секцию Solo & Sculpture, где выставлены произведения Бруно Джиронколи, Александра Эстрелы, Майкла Э. Смита и других художников. Впрочем, пока самым ходовым товаром на viennacontemporary остаются небольшие живописные абстракции молодых художников, понятные даже самым неискушенным любителям искусства. Именно им была посвящена большая часть галерейных стендов из Европы, Азии и с Ближнего Востока, именно они за скромные €1,5–15 тыс. уходили как горячие пирожки на превью для коллекционеров. От геометрических опытов Терезы Айпельдауэр в Galerie Krobath (€4–7 тыс.) и абстрактных коллажей Йохана Хеллера в той же Mario Mauroner (€2–6 тыс.) до вещей российских художников, выставленных на стендах четырех наших галерей-участниц — Iragui, pop/off/art, «Риджина» и Triangle.