В Челябинске незрячий парень играет прелюдии Шопена и джазовые импровизации

Шестнадцатилетний Андрей Сухановский никогда не видел нот, но безошибочно распознает звучание каждой клавиши фортепиано. С рождения он ничего не видит, диагноз — ретинопатия недоношенных. Однако это не мешает ему тонко чувствовать дисгармонию и улавливать настроение композиции. Уже шесть лет Андрей занимается музыкой и ездит на областные и всероссийские конкурсы. На уроках в специализированной школе парень отвечать стесняется. "Все знает, но отвечать — ни в какую", — сетует мама юноши Елена Сухановская. Зато больших сцен не боится. Например, в прошлом году ездил на международный фестиваль в Санкт-Петербурге, который проходит раз в четыре года и блестяще выступил перед огромной аудиторией. Еще в детстве родители Андрея заметили, что мальчик по-особенному прислушивается к мелодиям и замечает тонкости звучания. Такой у слепых и слабовидящих бывает нередко: отсутствие одного органа чувств — зрения, компенсируется другим — слухом. Когда Андрею было десять лет, ему в руки попал кларнет. Он самостоятельно экспериментировал с инструментом, подбирал мелодии. Потом был недолгий роман с аккордеоном и, наконец, с фортепиано. Все бы и осталось на уровне домашнего самообучения, если бы не обычный концерт школьной самодеятельности в начальных классах. После него учительница музыки схватила в Андрея за руку и отправила в музыкалку. Уже в первом классе музыкальной школы мальчик наизусть выучил звучание всех клавиш фортепиано и освоил гаммы. А потом как орешки отщелкал стандартную программу: простые песенки вроде "В лесу родилась елочка". — Я понял, что это сильно просто для меня. Мы начали изучать Баха, классику, — вспоминает Андрей. Сегодня незрячий музыкант учится в выпускном классе. Спустя годы упорных занятий Андрей способен сыграть прелюдии Шопена и Моцарта, всколыхнуть воздух джазовой импровизацией и даже, аккомпанируя себе на фоно, напеть пару-тройку татарских народных песен. Чтобы запомнить сложные композиции без чтения нот ученик с педагогом разбивают композиции на части — музыкальные предложения. Так Андрей заучивает и подолгу оттачивает несколько движений пальцев и кисти. Только потом мелодия из отдельных фраз собирается воедино. Кстати, для простоты понимания Андрей с учителем даже придумали собственный музыкальный словарик. Например, движение кисти вниз называют "низоподобный прием", а "солдатики" обозначают прямые пальцы, марширующие по клавишам. В музыкальных предпочтениях парень остается верен себе. Ему не близки рок, рэп или попса. В свободное время слушает инструментальную классику, правда, почему-то ударную. Еще во втором классе музыкалки Андрей участвовал в фестивале для людей с ограниченными возможностями "Восьмое небо", после которого сыграл с известным челябинским оркестром "Классика". И тогда понял, что хочет стать частью инструментальной многоголосицы. В этом году парень выпускается из музыкальной школы, а в планах — поступление в единственный в России инклюзивный музыкальный колледж-интернат в Курске.

В Челябинске незрячий парень играет прелюдии Шопена и джазовые импровизации
© Хорошие новости