Подмостки как зеркало эпохи

Журналисты службы новостей «ВМ» следят за всеми тенденциями. После ареста Кирилла Серебренникова к его творчеству оказалось приковано внимание всего города. И наш спецкор решил посетить постановку «Кому на Руси жить хорошо». Критики, которые снова накинулись на режиссера с обвинениями в пропаганде пошлости и еще бог знает чего, — недальновидны. Серебренников не является пионером эпатажного жанра, иуж тем более он не самый яркий его представитель. До него были и Виктюк, иДодин. Зритель все переварил. Действительно, у Серебренникова в одном эпизоде («Про холопа примерного Якова верного») быстро мелькают обнаженные мужчина и женщина. Несколько секунд они стоят рядом в пластических позах, потом, повернувшись к зрителям, исчезают. Для особенно ярых поборников нравственности достаточно было ненадолго зажмуриться. Что касается самой постановки, то материал режиссер выбрал неблагодарный. Сточки зрения художественных достоинств Некрасов— поэт достаточно средний, это неоднократно отмечали современники. В школьные учебники Некрасова занесла волна одобрительных отзывов т.н. критиков демократического направления, по мнению которых гражданская позиция поэта должна преобладать над чистотой звучания лиры. Адаптировать к сцене ряд рифмованных критических очерков, написанных на злобу дня в середине позапрошлого века,— задача нетривиальная. То, что Серебренников сделал трехчасовую постановку как минимум нескучной, — безусловная режиссерская удача. К авторскому тексту отнеслись с уважением — он сохранен целиком. Что касается т.н. идейно-нравственного наполнения, то поэт не виноват, что и сегодня его строки актуальны. Вся русская классика, если мерить ее мерой нынешних «охранителей», была совершенно непатриотичной. «Войну и мир» Толстого, например, где он последовательно и зло расправляется с казенным военно-патриотическим пафосом, по нынешним временам признали бы порочащей память о народном подвиге. Не говоря уже о Салтыкове-Щедрине. В постиндустриальную эпоху государство объективно утратило монополию на информацию и культуру, поэтому любые попытки порулить искусством заведомо обречены на провал. У зрителей есть право ходить в театр или не ходить. Можно долго спорить, является ли Серебренников хорошим режиссером или нет, но зритель ходит на его постановки. Хороший режиссер сегодня— это режиссер, востребованный публикой, а не тот, кто получил высочайшее одобрение или неодобрение. Так решила эпоха, в которой мы живем. Театр — лишь одно из ее зеркал.

Подмостки как зеркало эпохи
© Вечерняя Москва