За пультом – Кирилл Карабиц, за фортепиано – Михаил Плетнев
Михаил Васильевич Плетнев – главный дирижер, художественный руководитель и своего оркестра, и своего фестиваля всегда предоставляет своему слушателю в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра концептуально-продуманную серию концертов. Плетнев отлично режиссирует "спектакли" РНО, ярко высвечивая приглашенных солистов и дирижеров в интереснейших программах. Вот уже девятый раз московский фестиваль РНО "живьем" реализовывает проект антологии русской и мировой музыкальной классики, воссоздавая картину музыкального искусства нескольких столетий. Пример этой замечательной фестивальной политики – событие нынешнего вечера. Прокофьев, Сен-Санс, Лятошинский – необычное сочетание имен, мировоззрений, разность местонахождения композиторов в историческо-музыкальном контексте. Второй концерт для фортепиано с оркестром Сен-Санса, созданный в 1868 году соседствует с симфонической картиной "Сны" 1910 года Прокофьева и, как центральное место программы, впервые в России исполняется Третья симфония Лятошинского в первой редакции 1951 года. Только по окончании концерта в полной мере оцениваешь правильную расстановку слушательских нагрузок в течение вечера. Симфоническая драма Лятошинского с трагическим итогом четырехчастного цикла во втором отделении предварялась 19-летним автором "Снов" и прелестным Сен-Сансом из первого отделения концерта. В виду такой последовательности и разительного контраста произведений симфония с авторским эпиграфом "Мир победит войну" еще острее воспринималась не как победно-оптимистическая, а как трагедийно-зловещая. В свете нынешних резких политических диссонансов московская публика даже вдвойне горячо встретила выход на сцену зала Чайковского выпускника Национальной музыкальной академии Украины Кирилла Карабица. Он уже вставал за дирижерский пульт Большого фестиваля РНО 2014. В течение нескольких лет творческий союз обладателя премии Королевского филармонического общества Великобритании в категории "Дирижер года" 2013 с Российским национальным оркестром успешно претворяется в ряде проектов - гастрольный тур коллектива по США, участие в Эдинбургском международном фестивале. Музыкантский дуэт дирижера Карабица и пианиста-солиста Плетнева, появляясь в афишах, также теперь радует слушателей. На нынешнем фестивале в такой разноплановой программе концерта Кирилл Карабиц проявил себя опытным профессионалом, собственно, каковым и является. Безоговорочно ведущее, давлеющее над оркестрантами дирижерское начало в монументальном полотне Лятошинского, при этом склонившего свою дирижерскую "гордыню" перед солистом в гибком оркестровом аккомпанементе концерта Сен-Санса. А в юношеском опусе Прокофьева "Сны", еще лишенного параллельных квинт и октав, диссонирующих резкостей и "футбольности" будущего почерка композитора, Карабиц пытался романтизировать звучание несовершенной фактуры прилежного студента консерватории Сережи, восхищающегося Римским-Корсаковым и Скрябиным, которому посвятил свое сочинение. Сен-Санс Плетнева полностью "доверился" украинскому маэстро, зная, что не подведет в самых тонких изяществах фактуры, изысканных пианиссимо и пленительно-упругих совпадениях оркестровых вертикалей с пассажами солиста. Плетнев играл как... Плетнев. Не кричаще-эффектно, не шикарно-виртуозно, не сногсшибательно-быстро, как это преподнес бы, наверно, восторженный поклонник этого произведения Ференц Лист. Ведь здесь есть, что поиграть. Плетневское исполнение поблескивало мягко-темпераментной виртуозностью, мудро-стремительными темпами, приглушенно-звонкими кульминациями и матовыми красками туше. Изумительное скерцо второй части! Пианист сам наслаждался процессом исполнения, получая видимое удовольствие больше, чем кто-либо в зале. Удивительное дело, по окончании выступления под неослабевающие аплодисменты Плетнев снова повторил скерцо. Казалось, ему действительно не хотелось расставаться со своим состоянием, подаренным ему этим "прелестным и необыкновенно пикантным" по словам Чайковского Allegro scherzando второй части. Пусть я ошибаюсь. А неумолимая публика затребовала еще бис. Был повторен еще и финал концерта. Вот работенка! Воистину, из пяти фортепианных концертов Сен-Санса самым часто исполняемым является Концерт n 2, практически дважды исполненный в этот вечер. После такой музыки симфония Бориса Лятошинского, советско-украинского композитора, слушалась с "тяжелым" сердцем. Никакого светлого будущего не предвещал финал симфонии ни сейчас, ни тогда, когда с официальной формулировкой "не советского сторонника мира, а буржуазного пацифиста" композитора обвинили в формализме. Кирилл Карабиц дирижировал первой редакцией симфонии, а не второй, исправленной в угоду идеологии, исполненной Евгением Мравинским с оркестром Ленинградской филармонии в 1955. Исполнение РНО под управлением Карабица получилось значительным, напряженно-динамичным, тревожно действующим на психику. Сложное произведение , большая работа дирижера и оркестра. Публика принимала хорошо, но кому больше предназначались аплодисменты, композитору, дирижеру или музыкантам, невозможно было понять. Хотя нынешний фестиваль еще не завершился, следующий юбилейный год Большого фестиваля РНО пусть сопровождается желанием этого проекта превзойти самого себя. Имя Плетнева и имя его оркестра всегда ассоциируется с великими музыкальными традициями Российского Отечества.