Войти в почту

Саша Пепеляев: всё вокруг вызывает эмоции

ТАЛЛИНН, 25 сен — Sputnik. Светлана Бурцева. В преддверии традиционного театрального фестиваля "Золотая Маска в Эстонии", корреспондент Sputnik Эстония встретился с Сашей Пепеляевым, постановщиком спектакля "Кафе Идиот". Спектакль, ставший год назад лучшим в номинации "современный танец", уже 5 октября откроет театральный фестиваль. "Кафе Идиот" поставлен по мотивам романа Достоевского "Идиот". Однако, как рассказал Саша Пепеляев, режиссер, он же постановщик и хореограф, в спектакле зрители не увидят, и тем более, не услышат знакомых сцен из романа. Но именно эмоции и психологические коллизии, рождающиеся при прочтении романа, спектакль пробудит непременно. На стыке слова и танца "Кафе Идиот" представляет собой совместную работу авангардного хореографа и камерного театра "Балет Москва", все действо романа разворачивается в танце. Танцевально-визуальная драматургия, как называет это Саша, лежит в основе постановки спектакля. "В спектакле нет пересказа книги. Я строю такую систему, в которой моделируются некоторые темы, мотивы из романа, эмоциональный психологический рисунок.", — объяснил Пепеляев. По словам хореографа, он никогда не занимается чистым танцем. "Я пытаюсь создать спектакль, где вся интрига, вся драматургия строится визуально, через танец. Если в традиционном драматическом театре есть некий сюжет в тексте, то здесь текста, как такового, нет. В "Кафе Идиот" есть лишь очень короткие фрагменты из книги. Драматургия такого спектакля совершенно другая", — рассказал Саша. Пепеляева всегда интересовал стык традиционного театра и балета. В балете, по словам хореографа, серьезно не хватает смыслов, в то время, как традиционный театр эти смысли передает через слова. Все в жизни театрально Пепеляев, сколько себя помнит, всегда подмечал, как масса вещей в нашем мире сообщает некое состояние, эмоцию, возбуждает чувства, мысли. По словам Пепеляева, даже архитектура вокруг нас — графика, зримая физика движения объектов — тоже передают много эмоциональной информации и являются вполне театральной вещью. Тонкое восприятие визуальной информации всегда отличало Сашу. Даже учась на факультете режиссуры драмы в ГИТИСе на курсе А. Васильева авангардному, но текстовому театру, Саша удивлял своего педагога необычным взглядом на театр. Режиссер, хореограф Александр Пепеляев Впервые Пепеляев был поражен визуальным представлением давно, когда случайно попал на выступление танцевального театра в Амстердаме. Неизгладимое впечатление от зрелища породило идею создать визуальный театр в Москве. Первые эксперименты визуальных постановок Александр проводил с танцорами из кремлевского балета. Эти занятия и положили начало театру, не использующему вербальную систему. Уже потом Саша долгое время занимался проектом кинетического театра, некоей открытой системой, где постоянно появлялись новые творческие люди, желавшие поучаствовать в визуальном театре. Постепенно танцевально-визуальная драматургия стала завоевывать подмостки. По словам драматурга, и в Европе уже достаточно много визуально-танцевальных театров, и в России это направление искусства активно развивается. Визуальному театру научить невозможно Пепеляев хорошо известен в Эстонии не только в театральных кругах. С 2003 года Саша работает с эстонскими студентами Академии культуры Вильянди Тартуского университета, подготавливая с ними выпускные работы. По словам Саши, впервые с эстонскими студентами ему довелось встретиться много лет назад еще в Хельсинки, куда ребята приехали на проводимые там Пепеляевым занятия. После этой встречи студенты вильяндиской академии добились того, чтобы авангардный хореограф и режиссер давал свои мастер-классы и на эстонской земле. Сам Саша свою преподавательскую деятельность воспринимает скорее, как постановочную, как процесс творческой работы со студентами над созданием очередного спектакля. "Процесс обучения – вещь дискуссионная. Я не уверен, что можно научить ставить спектакль. Обучение в поэзии, музыке, режиссуре происходит таким образом, что педагог нужен, чтобы студент мог определить свои собственные интересы и способности. Для того, чтобы делать визуальный театр, совсем не обязательно учиться визуальному театру. Может наоборот, надо учиться чему-нибудь другому, чтобы потом заниматься театром," — пояснил Александр. Каждая новая задача труднее предыдущей По словам драматурга, в каждой его новой работе есть некий вызов самому себе. Всегда интересно делать то, что еще не делал раньше. Хореограф вспоминает, как яркий пример такого вызова, постановку спектакля по произведению Оскара Лутса "Весна". Идея была осуществлена со студентами Академии культуры Вильянди. И Саша признался, что, приступив к созданию визуального спектакля по Лутсу, поначалу проклинал себя за эту идею. "Весна", по мнению Саши, являясь повседневным наивным рассказом о жизни школьников, никак не соприкасается с визуальным театром. Конечно, есть внутренние переживания, которые надо найти, понять, как они могут быть выражены визуально. Но процесс поиска оказался очень трудным. Тем не менее, по словам Саши, сложная поначалу задача была успешно решена, и спектакль получился. Сейчас Саша столкнулся с еще одним большим вызовом. На сцене старейшего эстонского театра "Ванемуйне" готовится визуальный спектакль по роману Андруса Кивиряхка "Последний, кто знал змеиную молвь". "Это тоже очень тяжелый материал. Если у Лутса нет визуала в обычном понимании, то здесь наоборот, такой сплошной фэнтези, такой мощный визуальный ряд в самой книге, да еще фантастический, что очень сложно работать. В книге много физиологии, низкого юмора. Материал трудный, но с другой стороны работать интересно", — рассказал Саша. Я все делаю поперек Сам Саша себя оценивает, как человека, идущего во всем непривычными путями. И в этом, видимо, для творческого человека тоже есть некий ежедневный вызов, позволяющий двигаться вперед. Чтобы добиться нужных визуальных эффектов, режиссер, хореограф и постановщик освоил программирование. А чтобы соединить движение и музыку на сцене в единую картину, готов учиться писать музыку. Обычно, как пояснил Саша, репетируют танец под музыку. Но в визуальном театре Саша редактирует музыку под танцевальную композицию. "С музыкой сложно. Я пробовал работать со многими композиторами. Но пока лучшее – это когда подбираешь музыку сам. Всегда сложно объяснить, что требуется. В музыке важно правильное состояние, настроение. А композиция строится по своим правилам," — объяснил Пепеляев. Но как бы сложно ни было, Саша уверен, что нет пределов возможности узнать в жизни что-то новое и попробовать что-то новое сделать. И это замечательно. А впереди Пепеляева уже ждут большие творческие планы и в Эстонии, и в России — работа с эстонскими и русскими современниками и классиками в тонком соединении драматического и визуального театров.

Саша Пепеляев: всё вокруг вызывает эмоции
© Sputnik Эстония