Начали «с белого листа». Как группа MaryJane заложила основы русского рэпа
Краснодарскую рэп-группу MaryJane можно считать культовой не только для юга страны, но и для всего российского рэпа. Вот только судьба у коллектива вышла несчастливая. Молниеносно «взлетев» на вершину в конце 90-х, MaryJane по очереди теряла своих музыкантов, а кульминацией этого процесса стала трагическая гибель лидера группы Олега Романченко. О днях, проведенных в составе MaryJane, о том, почему группа не удержалась на музыкальном «Олимпе» подобно «ровеснику» - ростовской «Касте», а также о том, чем занимаются музыканты после распада группы, «АиФ-Юг» рассказал экс-участник коллектива Антон Белогай, известный под псевдонимом Хайд. Первым ушел Сэт В конце 90-х годов музыканты MaryJane вплотную подошли к записи своего первого альбома. К этому моменту группа уже «гремела» на всю страну после участия в Rap Music – первом и крупнейшем в России фестивале хип-хопа, который открыл путь на большую сцену очень многим известным исполнителям (в музыкальной среде тогда говорили, что тот, кто не прошел Rap Music, не может считать себя рэпером, - Прим. ред.). MaryJane того периода – это два MC (артисты, сочиняющие текст, а затем читающие его под музыку со сцены, - Прим. ред.) Сэт (Александр Боровик) и Пино (Сергей Лишунов) и битмейкер (тот, кто делает музыку, – Прим. ред.) Олег Романченко. У них была куча отличных треков, контакт с аудиторией и даже ученики, с которыми делились опытом. Не хватало только пластинки. В этот момент и случился первый творческий кризис. «Ребята практически записали альбом, он уже ходил по рукам даже до релиза. Это было грандиозно - высочайший уровень качества! - вспоминает Антон Белогай. – Неожиданно Сэт принял решение покинуть группу. Насколько я понимаю, он собирался оставить одну из песен себе - для сольного исполнения, но ребята захотели выпустить ее в альбоме». Сэт ушел и занялся сольным творчеством. А вот запись «пластинки» оказалась сорвана, ведь участники MaryJane уже не могли использовать ни один из его текстов. Чтобы понять масштаб проблемы, нужно знать, как пишутся треки рэп-исполнителей. Процесс в корне отличается от того, как организован труд эстрадных певцов. Если поп-звезды получают готовый материал от поэтов, то рэперы пишут стихи сами. И, по словам Хайда, очень редко бывает так, что песню целиком создает один автор: обычно каждый MC отвечает за свой куплет. «А как может быть иначе? – удивляется Антон Белогай. – MC не будет читать за другого человека, он хочет выразить собственную точку зрения, собственные мысли. За этим мы и пришли в рэп». Таким образом, куплеты Сэта пришлось вырезать из каждого трека нового альбома MaryJane. Проба пера Первые рэп-тусовки появились в Краснодаре тоже в конце 90-х. Вечеринки под названием Hip-hop party проводились в здании кинотеатра «Северный» (ныне он закрыт – Прим. ред.). Все, кто был в «теме», старались на них попасть. Мечтал об этом и Антон Белогай - в то время он учился в старших классах, а в свободное время записывал с друзьями треки и выкладывал их в интернет. «Однажды мы с друзьями отпросились у родителей, сказали, что будем ночевать в доме кого-то из одноклассников, а сами отправились на Hip-hop party. Эмоции непередаваемые... Это было лучшее мероприятие, где я был на тот момент в жизни. На нем мы и познакомились с ребятами из MaryJane», - рассказывает он. Поначалу школьники просто обращались к музыкантам за советом, потом стали выступать «на разогреве». А когда из группы ушел Сэт, Олег Романченко и Сергей Лишунов предложили Антону записать куплет к песне «7.62» (имеется в виду калибр пули – Прим. ред.) - трека с так и не изданного альбома. Речь шла о разовой работе. Но куплет так понравился, что Антона взяли в группу. Он был самым молодым в MaryJane. Отвечать за слова Антон Белогай говорит, что особенно его увлекала атмосфера южного рэпа. Культурологических исследований на этот счет не найти, но различия в творчестве исполнителей из разных регионов страны действительно существовали. По крайней мере, на тот момент времени. «Южный рэп – это глубокие тексты, это искренность, витиеватость слов, был даже такой термин «психолира», то есть психолирика, - поясняет музыкант. – И, конечно, это честность. Нельзя о ком-то говорить плохо, если не готов аргументировать свои слова. Баста, например, несколько раз находил тех, кто его оскорблял в Инстаграме, и заставлял извиняться на камеру. За плохие слова в чей-то адрес можно было и по лицу получить. Я был свидетелем таких конфликтов – когда одному парню, например, на улице нос сломали. И в полицию по такому поводу никто не обращался». Когда Антон впервые отправился на батл в Москву, его удивило, как дружелюбно с ним общались те, кто до этого вылил на него целый «ушат грязи» в социальных сетях. «Когда я спрашивал их об этом, они отмахивались: мол, не обращай внимания, это интернет, это просто слова, - говорит он. - Здесь, на юге, к таким вещам относились совершенно по-другому». Пино уходит, приходит Надя Первый альбом MaryJane вышел в 2003 году и получил «говорящее» название «С белого листа». Группа сменила состав и переписала все песни без исключения - куплеты Сэта заменили текстами Антона. «Это было незабываемое ощущение! Ребята были моими кумирами, мы были в разных «весовых» категориях, и вдруг я получил возможность внести свой вклад в их творчество, - вспоминает музыкант. – Я до сих пор о MaryJane говорю немного со стороны, потому что группу создал не я. И о творчестве ребят я сужу объективнее, чем о собственном». Однако после выпуска первого альбома и успешных гастролей по стране у музыкантов начался новый виток творческого кризиса. Работа над следующим альбомо шла очень тяжело. Олег и Антон хотели экспериментировать, а Сергей изменений не хотел. «Рэп развивался очень стремительно, россиянам стали доступнее музыкальные треки из-за рубежа, и мы хотели соответствовать новым трендам, а Пино хотел работать в прежнем ключе, его устраивало то, что он делал, - вспоминает Антон Белогай. – В этом не было чего-то плохого, правильного или неправильного – просто творческие разногласия». Точек соприкосновения у участников группы становилось все меньше, и вскоре Сергей Лишунов сообщил, что будет работать отдельно. Он собрал новую группу и стал читать рэп под рок-музыку. Место Пино пустовало недолго, но занял его не MC, а вокалистка – Надя Маслова. Девушка училась в одном вузе с Антоном Белогаем. «Я шел по институту и вдруг услышал, как кто-то поет, - вспоминает он. - У нас, оказывается, была собственная студия звукозаписи, видимо, для нужд вуза. И Надя там отлично пела какой-то зарубежный трек в стиле r n b. Я зашел, познакомился и взял ее телефон». До этого Надя пела в хоре русские народные песни, и хип-хоп был для нее совершенно новым направлением. Попробовали записать общий трек, певица идеей прониклась и стала сотрудничать с MaryJane. При ее участии был записан второй альбом «Эксперимент». Не стало O. G «Эксперимент» вышел в 2008 году, а «С белого листа», напомним, в 2003 году. Пять лет – это слишком долго, считает Антон Белогай. «Затянувшийся творческий поиск во многом не дал MaryJane остаться на вершине. Нужно было выпускать по альбому в год, и если бы мы это делали, мы были бы в топе, - говорит музыкант. - О нас в какой-то момент все забыли, пришли новые герои. Но это сейчас легко так говорить и анализировать прошлое, а тогда мне казалось по-другому. Все мы люди, все совершаем ошибки, просто из них нужно сделать правильные выводы». Кстати, MaryJane была одной из первых групп в стране, которая рискнула выложить новый альбом в интернет для бесплатного скачивания. К себе на компьютеры его загрузили около 20 тысяч пользователей – на тот момент это было очень много. И сегодня «Эксперимент» называют новой «страницей» в истории российской музыки, ведь примеру MaryJane последовали другие музыканты, заметившие, что диски перестают пользоваться популярностью у слушателей. Гром «грянул» в мае 2008 года: лидер группы Олег Романченко (O. G.) попал в автокатастрофу и после нескольких дней пребывания в коме скончался. По большому счету с этого момента история MaryJane подошла к своему окончанию. Через некоторое время Антон и Надя выпустили сборник «Память», в работе над которым приняли участие самые разные музыканты со всей страны. Причем они не писали песен именно об Олеге - каждый рассказывал аудитории о собственных потерях. Туда же вошла песня «Так жаль», записанная совместно с питерской группой «Крэк» и ставшая посвящением Олегу. Последний альбом MaryJane - «В наушниках» - Антон и Надя записывали вдвоем. Они использовали музыку, которую Олег написал до автокатастрофы. «Это было непросто. Музыка дает 90% результата. Олег это понимал, он умел задавать настроение альбома, его звучание. А когда мы взялись за эту работу без него, то почувствовали себя слепыми в темной комнате, где пытаемся двигаться на ощупь. По крайней мере, я был примерно в таком состоянии, - вспоминает Антон Белогай. – Мне нравится альбом «В наушниках». Он неплохой, но, может быть, немного отстал от времени, где-то потерял стиль. И все же я считаю, это был важный шаг». Надя вышла замуж за Сэта – с ним она познакомилась во время рэп-батла, который проводил Антон Белогай. И сегодня Сэт продюсирует свою жену, а сам пробует силы в телепроектах вместе с краснодарским рэпером и другом MaryJane PLC (Сергей Трущев).Надя находит время для того, чтобы помогать Хайду в его сольном творчестве. В 2015 году у Антона вышел альбом «Нерв», где есть их совместные треки. «Это была «галочка», которую мне нужно было поставить обязательно, - говорит Антон Белогай. - У меня выходили групповые альбомы, было батловое творчество, но хотелось свою сольную «пластинку». Я очень много трудился над «Нервом». Альбом получился таким, как я хотел, наверное, на 99%. А я хотел альбом с серьезными текстами, с серьезным настроением, без оглядки на других. В то время в рэпе уже появились коммерческие проекты, и это не плохо - это часть индустрии. Если рэп приносит деньги, то должен быть исполнитель, у которого задача их зарабатывать. А чтобы их зарабатывать, нужно быть популярным. Чтобы быть популярным для этой аудитории, нужно дать ей то, что она хочет. Но я шел от обратного. Я хотел писать такие-то песни, и я их написал, а уж войдут они в тренд или нет, заработаю я денег или нет, было неважно». В 2016 году Антон принял участие в уникальном проекте Краснодарского государственного академического театра Драмы имени Горького. Вместе с коллегами Ивом и Хасаном он написал стихи к песням для новой постановки «КРАС PLACE, или Место под солнцм в первом ряду». В этом сентябре Хайд записал новый трек и впервые за долгое время вместе с PLC выступил на фестивале уличных культур, который проходил в Ставрополе.