Руководители Большого театра - о сотрудничестве с коллегами из Беларуси
Генеральный директор Владимир Урин, музыкальный руководитель театра Туган Сохиев и руководитель балетной труппы Махар Вазиев рассказали о планах театра, новых артистах труппы и "звездах" на контракте. Публикуем фрагменты этого разговора, который не мог, конечно же, обойти тему творческих отношений Большого с коллегами из Минска. Вы умеете дружить с большими оперными домами. Удается поддерживать контакты с театрами на постсоветском пространстве? Владимир Урин: У нас очень хорошие отношения с Большим театром Беларуси, с Арменией, с Грузией, где выступают наши певцы. В прошлом году на Рождественском фестивале в Минске в спектаклях почти полностью пел состав Большого театра, а на нашей сцене не раз гастролировал Большой театр Беларуси. Наконец вы определились с судьбой спектакля "Нуреев". О чем договорились с Кириллом Серебренниковым? Владимир Урин: Мы еще летом договаривались с Кириллом Серебренниковым, что в сентябре обсудим конкретные сроки выпуска спектакля. Затем последовал домашний арест, и чтобы встретиться с Кириллом Семеновичем, потребовалось разрешение. Никаких проблем с этим не возникло. Кирилл Серебренников дал согласие, чтобы спектакль, если ситуация к ноябрю - началу декабря не изменится, выпускали без него. Дело в том, что большая часть доработки, из-за которой перенесли сроки выпуска "Нуреева", касалась хореографической части спектакля. Мы объявили даты премьеры "Нуреева" - 9 и 10 декабря. Еще одна важная деталь: в прессу и в Интернет попали непонятно откуда взявшиеся фотографии, которые никакого отношения к спектаклю не имеют. И вокруг них началась околотеатральная возня. Так вот я говорю - никаких изменений спектакля без разрешения Серебренникова и хореографа Юрия Посохова не будет. В Большой театр вернулся Алексей Ратманский, чтобы поставить "Ромео и Джульетту"? Махар Вазиев: Да, я мечтал бы каждый год с ним что-нибудь делать. Он сегодня один из самых востребованных хореографов в мире. И у нас есть с ним планы не только выпуска балета "Ромео и Джульетта". Этот сезон для всех деятелей балетного искусства вообще знаковый - 200-летие Мариуса Петипа. Мы восстанавливаем "Коппелию" Петипа в редакции Сергея Вихарева. К сожалению, уже без Сережи, который умер в этом году. В прошлом году на Рождественском фестивале в Минске в спектаклях почти полностью пел состав Большого театра По Москве пошли слухи, что в балетной труппе "звезд" отправляют на контракты, кроме Светланы Захаровой, а ставка делается исключительно на молодежь? Соответствует действительности? Махар Вазиев: Это слухи. Существует государственный театр, существуют задачи и работа, учитывая ее балетную специфику. Когда мы договаривались "на берегу" с Владимиром Георгиевичем, мы обсуждали все откровенно. Единственное, что вызывало у меня вопрос, - в труппе 63 солиста! Имея в месяц даже 20 спектаклей, мы не в состоянии всех обеспечить работой. И я откровенно сказал: другого решения у нас нет - уважаемых артистов, достигших пенсионного стажа, будем переводить на одноразовый контракт. Но при этом вы набрали больше двадцати новых артистов? Махар Вазиев: И ни одного из них в солисты еще не перевел. Молодые, конечно, мечтают стать солистами, но я им говорю: вас интересует быть солистами или иметь возможность танцевать? Отвечают - танцевать. Я не исключаю, что к нам может прийти совершенно незаурядный талант, и тогда мы будем решать. Вы действительно взяли в труппу родственницу Матильды Кшесинской? Махар Вазиев: Я вас удивлю. Я еще взял одного парня, который как-то корнями связан с фамилией Чапаев. Что касается Элеоноры Севенард, которую мы взяли на работу, то говорили, что она как-то корнями связана с Матильдой Кшесинской. Но это никак не связано с ее качествами. Я посмотрел, как она танцует, и принял ее в труппу. В этом году исполняется 100-летие юбилея революции. Вам поступали предложения вроде того, чтобы поставить балет "Ленин"? Владимир Урин: Вообще время революции было замечательным для искусства, и все мы знаем этот удивительный период его расцвета в начале ХХ века. Мы решили сделать программу "Молот и серп" в Бетховенском зале, посвященную 100-летию революции, на нашем языке искусства. А что касается анекдотов, то одна из партий сделала нам предложение вместо балета "Нуреев" поставить балет "Ленин". Можно улыбнуться.