Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Опера Шостаковича была в центре внимания выставки музея Виктории и Альберта

ЛОНДОН, 27 сен – РИА Новости, . Несколько российских музеев и архивов предоставили экспонаты для выставки "Опера: страсть, власть и политика" в лондонском музее Виктории и Альберта, один из залов которой целиком посвящен постановке оперы "Леди Макбет Мценского уезда", рассказала РИА Новости куратор выставки Кейт Бэйли.

Опера Шостаковича была в центре внимания выставки музея Виктории и Альберта
Фото: РИА НовостиРИА Новости

ИСТОРИЯ ОПЕРЫ В СЕМИ ЧАСТЯХ

Видео дня

Выставка, открывающаяся 30 сентября, рассказывает о 400 годах истории оперного жанра на примере семи спектаклей в семи городах Европы, каждый из которых знаменовал собой новый этап развития оперы: "Коронация Поппеи" в Венеции (1642), "Ринальдо" Георга в Лондоне (1711), "Свадьба Фигаро" в Вене (1786), "Набукко" в Милане (1842), "Тангейзер" в Париже (1861), "Саломея" в Дрездене (1905) и "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича в Ленинграде (1934).

Выставка музея Виктории и Альберта в Лондоне

Авторы выставки стремились рассказать о том, как различные социальные, политические, культурные и экономические факторы эпохи влияли на жанр оперы. Поэтому среди более чем 300 экспонатов можно увидеть и образцы венецианского стекла, и наряды куртизанок, и театральные афиши, и гравюры с изображением строящейся парижской оперы, и "Рабочего и колхозницу".

"Это первая выставка такого масштаба, посвященная опере. Мы очень гордимся этим. На создание выставки ушло пять лет", — рассказал журналистам директор музея Виктории и Альберта Тристрам Хант.

Идея выставки принадлежит музыкальному директору Королевского театра оперы и балета и бывшему директору музея Мартину Роту, недавно скончавшемуся.

"Нам очень грустно, что Мартина нет сегодня с нами на открытии выставки, он бы очень радовался", — сказал директор Ковент-Гардена Алекс Бирд.

ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ

"Опера всегда откликалась на события современности, всегда использовала новые технологии и всегда раздвигала границы допустимого", — заявила на пресс-показе выставки ее куратор Кейт Бэйли.

Опера Шостаковича с успехом шла на сцене два года, эскизы декораций, фотографии, автографы композитора представлены на выставке в V&A, как и приглашение на премьеру, адресованное советскому политическому деятелю . Но постановка раздвинула границы допустимого настолько, что оказалась под запретом после того, как ее посмотрел Иосиф Сталин. Знаменитая статья "Сумбур вместо музыки" появилась вскоре после того, как Сталин ушел с оперы, не досмотрев ее.

"Леди Макбет" оставалась под запретом до 1960-х годов. В 1962 году состоялась премьера переработанной автором оперы под названием "Катерина Измайлова", а в 1963 году постановка отправилась на гастроли в Лондон. Афишу лондонской премьеры также можно увидеть на выставке.

Выставка музея Виктории и Альберта в Лондоне

По словам Бэйли, идея проведения выставки, посвященной истории оперы, в России вызвала большой интерес.

"В России с большим интересом отнеслись к выставке, меня замечательно принимали. Сначала в июле 2015 года я побывала в фонде Шостаковича в Москве, со мной был замечательный исследователь-русист, потому что я по-русски не говорю. Потом мы встретились с вдовой композитора Ириной Шостакович в Париже, поговорили с ней о проекте. А в январе этого года мы были в Москве, и тогда уже все окончательно согласовали", — рассказала Бэйли РИА Новости.

Экспонаты для выставки предоставили, в том числе, санкт-петербургский Михайловский театр, Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, архив Шостаковича, Российский государственный архив кинофотодокументов, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Третьяковская галерея.

"Михайловский театр в Санкт-Петербурге предоставил нам для выставки все эти дизайны, мизансцены, фотографии. Из петербургского театрального музея у нас все, что имеет отношение к балету Шостаковича "Болт", Третьяковская галерея согласилась предоставить нам картины , Кузьмы Петрова-Водкина. (директор Третьяковской галереи) сразу поняла нашу идею и согласилась помочь", — сказала Бэйли.

В "ленинградском" зале выставки воссоздан рабочий кабинет композитора, в котором демонстрируется редкая запись исполнения Шостаковичем музыки к "Леди Макбет Мценского уезда".

"Если честно, я очень переживала, как русские воспримут зал, посвященный Шостаковичу", — призналась куратор.

Она рассказала, что очень надеется, что после Лондона выставка отправится в некоторые из стран, о которых рассказывает. "Мы надеемся отправить выставку в эти города, очень хотим и в Россию, сейчас ведем переговоры с несколькими музеями", — сказала Бэйли.