Любовь на письменном столе и в куче мусора: югорская версия
«Love is all around me» — пели в восьмидесятых Wet Wet Wet, а вслед за ними – герои и поклонники знаменитого рождественского фильма «Реальная любовь». Она действительно вокруг нас, эта любовь, ее можно найти в чем угодно: в щебете птиц, в движениях зонтиков на улице, в объятиях ветра и шелесте старых газет. Надо только иметь чуткое сердце, незамыленный глаз и немного воображения. Именно об этом – новый спектакль Ханты-Мансийского театра кукол «Маленькие истории о любви», которым открылся театральный сезон. В этой постановке – несколько мини-новелл про очеловеченные предметы, в которых зрители узнают людей, с разными характерами и в разных ситуациях. В одной истории встречаются два зонтика – с яркой цветочной расцветкой и черный. Им было очень хорошо вместе гулять по парковой аллее и висеть на соседних крючках, они были бы рады не расставаться и впредь. Но судьба их зависит от хозяев – а у тех собственные судьбы и планы. Место действия другой новеллы – куча мусора, в которой лежат и переговариваются между собой старые вещи. И казалось бы, хуже помойки ничего уже быть не может – но вот старая газета замечает, как красиво блестят на солнце края разбитого стакана, а тот с наслаждением наблюдает за тем как бумагу треплет ветер – и вот уже ад становится раем. А еще один рассказ перемещает нас на письменный стол, где поселился «тяжелый магнит с необычайно притягательной силой». Кнопки и скрепки тут же потянулись к нему. Смотреть на это просто уморительно, а вспоминать грустно, потому что слишком уж знакомо… «Маленькие истории о любви» — совершенно волшебное действо, — делится впечатлениями в соцсетях сотрудница ОТРК «Югра», теле- и радиоведущая Елена Килян. – Говорят, табуированная лексика помогает пробиться через барьеры и выйти сразу на доверительный уровень. К счастью, есть и другие способы. В спектакле настоящее человеческое переносится на предметы. Впрочем, исполняют их всё же люди. Меня совершенно покорили мечта, которая устала не сбываться, и невероятно притягательный магнит. А кто-то наверняка узнает себя в кнопке или в старом зонте. Или в других героях, которые считают, что быть счастливым и радоваться нужно когда-то потом. Получила удовольствие уже от того, как эмоции отражаются на лицах актеров. Это ещё и напоминание о том, что делает жизнь прекрасной. И самое замечательное, что для этого не нужны какие-то особые условия или специальная дата. Каждый день жизни может быть волшебным и удивительным. У самых обычных людей… Хочется посмотреть спектакль ещё не один раз, чтобы реплики и эмоции героев отпечатались в памяти». Спектакль поставлен по психологическим сказкам известного филолога, писателя, драматурга, журналиста и художника Евгения Клюева. Первый показ состоялся еще в мае, а теперь пьесой открыли новый театральный сезон. «Сложно было определиться с возрастным ограничением, но в конце концов присвоили «12+», — рассказывает режиссер спектакля Елена Евстропова. – Тема любви, затронутая в спектакле, универсальна, а раскрытие ее в историях о предметах понятно и взрослым и подросткам. Сегодня актеры играли перед школьниками, а вчера была взрослая публика – и одну и ту же пьесу они играли по-разному! Ханты-мансийский театр кукол периодически обращается ко взрослому материалу, есть в репертуаре постановки по Есенину, Лермонтову, Пушкину. Многие думают, что кукольный театр – это что-то детское и несерьезное. Это вовсе не так. Как говорил Мейерхольд: три актера и коврик могут показать все, что угодно. Я уже полтора года с удовольствием работаю в этой труппе, она замечательная – дружная, со здоровой творческой обстановкой. Может быть, потому что театр молодой, мы начали всего лишь десятый театральный сезон. Люди «горят», и хотя не у всех есть профессиональное актерское образование, но они очень талантливы». В репертуаре театра – более двадцати постановок на любой возраст зрителей, начиная с 1 года: «Золотой цыпленок», «Таинственный гиппопотам», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Мцыри», «Спящая красавица» и другие. И без них уже совершенно невозможно представить культурную жизнь югорской столицы. «Театр кукол — это действительно «храм искусства», — говорит его постоянный зритель, учительница школы №3 Галия Сумановская. – Мой класс познакомился с этим учреждением в 2013 году, дети смотрели новогодний спектакль «Волшебное зеркало». Было трудно уговорить родителей: цена билета оказалась тогда выше, чем на прочие новогодние представления в Ханты-Мансийске. Но приучать к театральному искусству с детства необходимо, в этом я уверена. Спектаклем дети были просто очарованы: оригинальные декорации, замечательная игра актеров, хороший звук, красивая музыкальные заставки, веселое приключение под Новый год. Они затем просили своих родителей посещать театр, даже приготовили об этом видеосообщение, которое мы просмотрели на родительском собрании. С того времени мы старались посещать все спектакли, что ставились в театре кукол для детей. Наш класс смотрел «Таинственный гиппопотам», уникальную постановку для детей и взрослых «Наши сказки», которая с успехом заменяет многие рассуждения о толерантности. «Я понял, что в России живут разные нации, но дружба не имеет национальности, нам необходимо держаться вместе и помогать друг другу», — вот что писали юные зрители из моего класса. Кстати, в свою учительскую практику я ввела такое задание — после просмотра спектакля ребята пишут сочинение-миниатюру. Так проще разобраться в своих мыслях и чувствах, ученики с удовольствием читают свои зарисовки в классе. Театр вообще ничем не заменишь. Сцена — совсем рядом, и ты, не отрываясь, следишь за действием, не пропуская мельчайших нюансов игры актеров. Так же, как это делали многие поколения театралов в те времена, когда не было того гаджетов. Лично для меня открытием стало знакомство с Голей Монголиным (творческий вечер Глеба Успенского «Всадник на голове») – поэтом, музыкантом, композитором. Мы ходили всей семьей. Моя взрослая дочь, как и я, была под впечатлением от его неординарной игры на гитаре, голоса, ведения спектакля-импровизации. После вечера мы искали его песни в Интернете, напевали и смеялись тому, с какой легкостью можно смотреть на искусство с другого ракурса. Большим событием стало и открытие Театрального клуба в марте 2017 года. Народа было — полный зал. Выходит, театр становится популярным?! Стараюсь не пропустить занятия этого клуба, тем более, что занятия в нем хоть и не бесплатны, но очень доступны, цену в сто рублей можно назвать символической». На спектаклях кукольного театра Галия Сумановская бывает не только как педагог, но и на культпоходах, организуемых Центром социальных услуг и социальной адаптации инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья «Свободное движение». Активисты помогают знакомиться с высоким искусством юным хантымансийцам, которым сложно передвигаться. «Настоящим открытием для детей-инвалидов был бэби-спектакль «Пингвиненок Пиви» (многие из них получили сертификат о первом посещении театра). Очень добрая, легкая и понятная сказка, да еще и интерактивная: дети могли подойти и сами покормить куклу- пингвиненка. Однажды на эту пьесу мы привозили маленькую Полину, девочку с тяжелым заболеванием. Мороз был — минус 35, в зале, кроме нас, никого не было. И представьте, актеры – такие молодцы, для нас одних с большим чувством отыграли, как для полного зала. Честно скажу, мы чуть не плакали, — рассказывает Галия Сумановская. – Также смотрели «Сказки для Аленки», Золотой цыпленок» — последний, кстати, неплохо было бы и взрослым посмотреть, с его фразами «Цыпленок будет жить со мной!» — «А почему с тобой, это же я его высидела?». Узнаете, взрослые? Некоторые сказки смотрю по нескольку раз, и всегда вижу, как дети восхищаются Волком, его золотым, добрым сердцем, жалеют Цыпленка и кричат от радости, когда он живой и невредимый появляется со своей песенкой в конце спектакля! Красивые и оживающие на сцене куклы – это незабываемые впечатления для детей. Дети-инвалиды посмотрели и взрослый спектакль «Маленькие истории о любви», прониклись волшебной обстановке театра. Спектакль стал для них настоящим праздником. Видишь их радостные, посветлевшие лица — а что еще нужно? Думаю, для этого театр и живет». Фото из vk-группы Ханты-Мансийского театра кукол