Остров свободы: Театр на Таганке отремонтировали к 100-летию со дня рождения Юрия Любимова
30 сентября исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося режиссера Юрия Любимова. К этой дате обновили здание, в котором живет его детище — Театр на Таганке. Кстати, на двоих Любимову и зданию театра уже перевалило за два века. В день рождения Юрия Любимова в театре откроют интерактивный музей в память о нем. Дом на площади История Таганки началась в середине прошлого века, но здание, в котором находится театр, намного старше. В 1912 году на месте Мучных рядов архитектор Г.А. Гельрих построил для купчихи Платовой двухэтажный дом. Здание располагалось на углу Таганской площади и Садовой — Земляного вала (до 1938 года этот участок Земляного Вала назывался так). Здесь открыли один из первых в городе кинотеатров — электротеатр «Вулкан». Вход был стороны Садового через крошечный вестибюль, а фойе теснилось в перестроенных бывших лавках купца Кочергина. Двор между ними стал пространством для кинозала. Очень разные посетители с удовольствием ходили в электротеатр, где показывали немые фильмы под аккомпанемент тапера. После революции здание «Вулкана» передали Рогожско-Симоновскому театру и Студии Вахтангова. С 1922 года здесь располагался филиал Малого театра, а в 1930-е годы здание перешло к секретарю ВРК Рогожского района Москвы и стало по его фамилии называться Театром Сафонова. Здесь играл известный актер Михаил Жаров. В 1946 году Театр Сафонова реорганизовали в Театр драмы и комедии. В его труппу вошли воспитанники московских театральных студий и актеры из периферийных театров. Первым спектаклем нового коллектива стал «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана. В 1960-е театр стал одним из наименее посещаемых в Москве, необходимо было менять стратегию развития. Главному режиссеру Александру Плотникову пришлось уйти. Сменил его актер и режиссер Театра Вахтангова Юрий Любимов. С этого момента началась новая эпоха в истории Таганки. Эра Любимова Юрий Любимов привел в театр своих учеников из Щукинского училища и показал их дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта. Позже именно режиссер и труппа добились переименования Театра драмы и комедии в Театр на Таганке. Публицист Ю.Д. Черниченко писал об этом: «Год 1964-й, обсуждение — как назвать театр? “Жаворонок”? Ю.П. махнул рукой: “На Таганке”». Старое название досталось любимовцам вместе со зданием, но совершенно не соответствовало духу нового театра. Любимов говорил позднее: «О каком театре “драмы и комедии” могла идти речь, я ни то ни другое почти не ставил». Театр располагался на Таганской площади, что как нельзя лучше соответствовало его новой эстетике. Это не аристократический театр для избранных, а уличный, площадной. Одним словом, Театр на Таганке. «Добрый человек из Сезуана» стал дебютом для Зинаиды Славиной, Бориса Хмельницкого и Анатолия Васильева. Любимов постоянно приглашал в труппу молодых актеров. Вскоре в театр пришли Николай Губенко, Валерий Золотухин, Инна Ульянова и Владимир Высоцкий. Символично, что театр начался со спектакля по пьесе Брехта. Немецкий драматург сильно повлиял на Юрия Любимова. Он говорил о нем так: «В этом драматурге нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…» В фойе Таганки Юрий Любимов повесил три портрета: Брехта, Вахтангова и Мейерхольда. Позже райком партии настоял, чтобы в эту галерею добавили портрет Станиславского. Если от первых троих Любимов взял многое, то четвертый был навязан режиссеру, как и его портрет. Театроведы никогда не отмечали следа знаменитого реформатора в работах Любимова. Напротив, худрук Таганки не признавал ни четвертую стену, ни систему Станиславского вообще. «Забудьте про систему, ее нет и быть не может. Есть метод работы великого мастера, и все», — говорил он. Под руководством Любимова Таганка быстро превратилась в самый авангардный театр страны. Здесь не было занавеса и практически не использовались декорации. В 1960–1970-е годы театр был одним из популярнейших в Москве. Вот лишь несколько постановок того периода: «Добрый человек из Сезуана» (1964), «Герой нашего времени» (1964), «Десять дней, которые потрясли мир» (1965), «Жизнь Галилея» (1966), «Тартюф» (1968), «Гамлет» (1971), «А зори здесь тихие» (1971), «Мастер и Маргарита» (1977), «Преступление и наказание» (1979). Спектакли Любимова получили большую известность не только в СССР, но и во всем мире, а его театр назвали «островом свободы в несвободной стране». Постановка «Преступление и наказание», которую в 1983 году показали в Лондоне, получила премию Evening Standard. Есть интересная история про любимовский фонарик. Во время спектаклей Юрий Петрович находился в зрительном зале, например на балконе. Оттуда маэстро подавал с помощью трехцветного фонарика сигналы актерам. Зрителям эта коммуникация видна не была. Позывные были такими: красная лампочка означала очень плохо, зеленая — пойдет, а белая призывала собраться и поддать жару. Юрий Любимов руководил Театром на Таганке 20 лет, до 1984 года, когда его лишили гражданства СССР. В это время режиссер находился в Лондоне, решение приняли заочно. Имя Любимова убрали со всех афиш. Любое упоминание о нем было под запретом. Режиссер никогда не скрывал своей гражданской позиции и отношения к советской власти. Но катализатором послужила история с похоронами Владимира Высоцкого, актера Таганки и большого друга Юрия Любимова. Летом 1980 года проходила Олимпиада, и Москва была закрытым городом. Неудобного Высоцкого хотели похоронить тихо, никаких официальных сообщений о смерти актера не публиковали. Только над кассой Театра на Таганке висела табличка, на которой не было ни даты прощания, ни времени похорон. Но известие о трагедии быстро облетело столицу, и все три дня у театра и на соседних улицах стояли люди, которые хотели проститься с любимым актером. В день похорон очередь растянулась на девять километров. Любимов просил разрешения нести гроб с телом Высоцкого на руках от Таганки до Ваганьковского кладбища, но не получил его. Позже он рассказывал, что после похорон Высоцкого его жизнь стала невыносимой. Впрочем, период вынужденной эмиграции был очень плодотворным для Любимова. Свои сцены ему предоставили крупнейшие театры мира. Он работал в США, Великобритании, Франции, Германии, Израиле, Италии и в других странах. Нашлись желающие и дать режиссеру новое гражданство, но при первой же возможности Любимов вернулся на родину и 1989 году снова занял должность худрука Таганки. Вскоре в театре произошел раскол, часть труппы ушла и образовала «Содружество актеров Таганки». Тем не менее работа продолжалась, начало 2000-х критики назвали болдинской осенью Любимова. За три года появились шесть мощных спектаклей большого стиля. Однако в 2011 году последовал конфликт Любимова с актерами, и 6 июля его освободили от должности художественного руководителя. Новая страница В 2015 году директором театра на Таганке стала Ирина Апексимова, актриса и режиссер театра и кино. Под ее руководством Таганка продолжает служить своему зрителю. По выражению Апексимовой, «театр — это многослойный пирог, где каждый зритель сможет найти себе что-то по вкусу». Связь Таганки с Юрием Любимовым, которого не стало в октябре 2014 года, прослеживается и сейчас. Театр отремонтировали к столетию со дня рождения режиссера. Кроме того, в этом сезоне Таганка поставит и спектакль к 80-летию со дня рождения Высоцкого. Также в память о Юрии Любимове Театр на Таганке открылся интерактивный музей. Благодаря проекциям фойе на втором этаже превратился в кабинет режиссера, от пола до потолка украшенный автографами знаменитостей. Гости смогут совершить виртуальный тур по Таганке, в этом помогут сенсорные панели в рекреационных зонах. Они расскажут об истории театра, его спектаклях и артистах. Фотографии предоставлены Главархивом Москвы