Ирина Апексимова: «Я не знала Юрия Любимова, и у меня появилась возможность действовать с чистого листа»
30 сентября, в 100-летие выдающегося режиссера, основателя Московского театра На Таганке Юрия Любимова, открывается Интерактивный музей, посвященный его жизни и творчеству. Директор Театра на Таганке Ирина Апексимова в интервью «ВМ» рассказывает о традициях, заложенных Любимовым, которые сегодня Таганка сохраняет и передает следующим поколениям артистов и зрителей. - Ирина Викторовна, мы с вами беседуем в сильный дождь, грозу. Любите проявления стихии? - Люблю грозу, но в начале мая. А сейчас понимаешь: скоро глубокая осень, потом зима, и только через восемь месяцев вновь увидим солнце. - Вы выросли в Одессе. Именно поэтому любите солнце? - Да, я очень люблю солнце. И Одессу люблю, вот только не была в ней уже четыре года. Последний мой приезд в город детства произошел в 2013 году. - Вы принимали участие в работе Международного Одесского кинофестиваля. Тогда вы сказали, что ваш учитель Олег Павлович Табаков дал вам такую профессиональную и жизненную школу, что вам ничего не страшно. В то время вы еще не были директором театра На Таганке. Помогает ли вам Олег Табаков сегодня? - Да, помогает. Действительно, Олег Павлович меня многому научил и продолжает учить. Со сложными вопросами обращаюсь за советом к своему наставнику. - Ирина Викторовна, откройте секрет. Табаков, набирая учеников, акцентирует внимание на профессиональных качествах или на человеческих? Говорят, что среди воспитанников Табакова плохих людей нет. - Для Олега Павловича главное – актерское дарование человека. Замечательно, если еще и человек хороший. Но человеческая составляющая, как мне кажется, не была главным критерием моего учителя в отборе учеников. Но я полностью согласна, что плохих людей среди учеников Табакова – нет. - Олег Павлович собирался пригласить Юрия Любимова в Московский театр Табакова – на постановку спектакля «Свадьба Кречинского». Увы, не успел. Они были большими друзьями. А вы были знакомы с Юрием Любимовым? - К сожалению, нет. Не довелось. Даже ни разу не видела его. - Как вы думаете, это пошло на пользу вашему собственному руководству Театром на Таганке? - Как ни странно, но так и есть. Если бы мы были знакомы, то мне было бы сложнее работать в его театре сегодня. Авторитет Юрия Петровича довлел бы. А так у меня есть право начинать с «чистого листа». - Как вы распоряжаетесь театральным наследием Юрия Петровича на посту директора театра На Таганке? - Наследие Юрия Петровича состоит из спектаклей, которые идут на сцене нашего театра, а также из огромного числа записей, книг, мыслей Любимова. Юрий Петрович был невероятно талантливым человеком, который оставил после себя очень много ценного. Режиссерам, актерам и даже искусствоведам есть чему поучиться у Юрия Любимова. Сохранилась особенная актерская манера, которую передал своим ученикам Юрий Петрович. Хотя он не учил по отдельной методике. Более того, он не был приверженцем одной театральной системы – мхатовской или вахтанговской (напомню, что Любимов начинал учиться в Школе-студии МХАТ, а окончил "Щуку"), но он умело соединял несколько актерских систем в одну. Было бы неплохо продолжить любимовскую манеру игры. - Какие события произойдут в Театре на Таганке к 100-летию Юрия Петровича? - Главное событие - презентация проекции кабинета Любимова, созданная в фойе с помощью современных технологий, демонстрация touch-панелей, с помощью которых можно узнать историю Театра, посмотреть архивные фотографии и пройти виртуальную 3D-экскурсию по его цехам. Приглашаю всех читателей «Вечерней Москвы» в наш интерактивный музей. - Ирина Викторовна, известно, что Юрий Петрович был очень требователен к актерам, и чтобы пройти у него кастинг, нужно было очень постараться. Известно, что Владимир Высоцкий сначала не произвел впечатления на Юрия Любимова… - Я не люблю проводить кастинг. На мой взгляд, эта процедура унизительна для артиста. Самые опытные актеры на показах теряются. Есть вещи, в которых они лучше проявляются. Всех новых артистов брали в театр через проект «Репетиции». Когда понимали, что театр нуждается в актерах того или иного типажа, приглашали артистов поучаствовать в этом проекте. У них было время для того, чтобы прорепетировать свой показ. - Вы играли в Московском Художественном театре – причем в спектаклях по классике. Кого из ваших партнеров вы считаете самым гениальным? - Самый уникальный партнер в моей жизни – Андрей Мягков. Когда я первый раз играла в спектакле «Дядя Ваня» Елену Андреевну, благодаря Андрею Мягкову, его взгляду мне даже ничего играть не пришлось. Нужно было только видеть его глаза и все. У меня были прекрасные партнеры по сцене: Олег Ефремов, Елена Майорова, Наталья Тенякова, Семен Шкаликов. В последнее время мой фаворит – Гоша Куценко. Без хорошего партнера на сцене просто невозможно находиться. - Ирина Викторовна, какими качествам должен обладать современный актер, чтобы стать звездой? - Сегодня для этого необходимо сниматься в кино. К сожалению, это единственное условие. Чтобы стать хорошим актером, нужно иметь призвание, дар божий и хорошего учителя, который научит играть на своем инструменте. - Ваша дочь Дарья Николаева играет в Театре на Таганке главные роли. Одна из них – Нина в спектакле «Чайка». Как вы думаете, хорошо ли это для вашей дочери – играть под руководством мамы? - Для Дарьи, на мой взгляд, это не очень хорошо. Представляете, какое количество негатива она получает со стороны только из-за того, что он моя дочь? Но поскольку театру нужна была молодая героиня, а всем моим артисткам за 30 лет, я не стала обманывать себя и пригласила Дашу, выпускницу Школы-студии МХАТ. Я не стала поступать, как многие режиссеры: зачастую они изначально знают, кто будет играть главную роль, но приглашают на кастинг половину Москвы. - Не приемлете лицемерия? - Я – достаточно прямой человек. Считаю, что играть нужно только на сцене, а не в жизни. Игр в живой действительности очень не хочется. Бывают ситуации, когда необходимо прибегнуть к игре и некоему лицемерию, просто необходимо. Это всегда очень неприятно. Это всегда делается ради других людей, общественного мнения. - Ирина Викторовна, главное оружие руководителя Театра на Таганке - дипломатия? - Есть ситуации, когда нужно быть дипломатом, а есть, когда не нужно. - Если говорить без ложной скромности, вы – дипломат на посту директора театра? - Если учесть, что мне удалось «разрулить» сложную ситуацию после ухода Юрия Петровича и оставить архив в нашем театре, хотя это было непросто, наверное, я – дипломат. Театр На Таганке оставил все наследие Любимова у себя. С Каталин Любимовой, вдовой Юрия Петровича, у нас прекрасные отношения. С директором театра имени Вахтангова Кириллом Кроком – тоже замечательные. Кирилл Игоревич приглашен на открытие музея Юрия Любимова. Напомню, что поднимался вопрос о передаче архива Любимова в театр имени Вахтангова. - Вопрос в лоб: что в вас есть такое, что именно вы стали директором легендарного театра? - Мне сложно ответить на этот вопрос. Знаю одно – в жизни каждого человека выпадает та сложная ситуация, с которой он сможет справиться. Испытание по силам. Видимо, руководство Театром на Таганке – по моим силам. В какой-то мере, это испытание, но в большей части – подарок. Когда выходят хорошие спектакли на Таганке и зритель счастлив, то это огромное удовольствие. - У вас замечательная премьера «Эльза» в постановке Юлии Ауг. Режиссер рассказала в интервью «ВМ» о том, что руководство театра ни на чем не экономило, и что для работы были созданы все условия. - Я люблю, когда все хорошо и качественно в силу тех или иных возможностей. Приходится экономить. Но только не на спектаклях. - Пост директора не сделает вас более жестким человеком? - То количество сложностей, с которыми я сталкиваюсь, сделали меня закаленной. Это – не жестокость, а то самое знание, которое рождает печаль. Все хорошее меня очень радует. - С актрисами-интриганками вы боретесь? - Я не первый день в театре. Мое детство прошло в театре Оперетты, и я столько всего видела с юных лет! Я знаю, как надо жить в театре. Актрисам отвечать не надо. Актеры не всегда отвечают за свои вспышки эмоций. Если говорить о людях, которые пишут гадости, то мне их жалко – и я не реагирую на их действия. - Вы способны влюбляться? - Конечно! Я – женщина. Я люблю влюбляться. Любовь помогает лучше себя чувствовать, лучше выглядеть. - Поддерживаете ли вы отношения с бывшим мужем Валерием Николаевым? - Разумеется. Валера – очень хороший человек, очень добрый. С каждым человеком в жизни может произойти все, что угодно. Никто ни от чего не застрахован. Мерзость ситуации с Валерием во многом заключалась в "жареных" фактах, которые так любят наши СМИ. Если бы Валеру не уничтожали средства массовой информации, когда с ним случилось несчастье, ему было бы легче его преодолеть. Сегодня Валера в прекрасной форме – он работает, снимается, играет в театре. - Какие премьеры вы готовите для зрителей с учетом юбилейного года основателя театра Юрия Любимова? - «Старший сын» по пьесе Вампилова. Спектакль получается очень интересный – тонкий, светлый. Готовим авантюрный проект «Басня», который ставит балетмейстер с мировым именем Андрей Кайдановский. Андрей – сын великого артиста Александра Кайдановского. Спектакль в прямом смысле рождается на глазах. Это первый хореографический спектакль на сцене театра На Таганке. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!