Отцу Театра на Таганке Юрию Любимову исполнилось бы 100

Его называют реформатором русского театра. Юрию Любимову сегодня исполнилось бы 100 лет. Основатель знаменитой «Таганки», режиссер с мировым именем, он работал и с оперой, и с драмой, и был строгим наставником для своих актеров. О нем ходили легенды, в его театр выстраивались ночные очереди. Ироничный взгляд, энциклопедические знания - таким его помнят все. Юрий Любимов еще при жизни вошел в учебники театральной истории, сообщает корреспондент «МИР 24» Наталья Дюжикова. «Репетиции - это счастье невероятное, особенно, когда он начинал хулиганить. Он потрясающе показывал. После Юрия Петровича выйти и хотя бы приблизительно не позорно сделать то, что он просил, было очень сложно», - говорит заслуженная артистка России Анастасия Колпикова. Его характер закалила сама эпоха. Родился накануне Октябрьской революции, в 19З0-х годах семья пережила репрессии. В Великую Отечественную молодой актер Юрий Любимов выступал на линии фронта. Победу встретил уже в составе труппы театра имени Вахтангова. Вскоре он пробует себя в качестве режиссера. А в 1964 году Любимову предлагают возглавить Театр драмы и комедии, который находился на Таганской площади. Туда он приходит со своими учениками из Щукинского училища и после первой же премьеры становится известен всей Москве. Его «Добрый человек из Сезуана» с молодыми Высоцким, Хмельницким, Демидовой стал шедевром и символом любимовской «Таганки». На репетициях Юрий Любимов сидел в зале с неизменным фонариком. Актеры не столько слушали команды режиссера, сколько следили за его сигналами. Если фонарь быстро мигал, значит, надо читать динамичнее. Такой жесткий любимовский метод был прекрасным лекарством от зазнайства для молодых звезд. «Делает мастер! А коллектив должен слушать мастера, а не говорить: я не хочу», - говорил театральный режиссер, актер и педагог, народный артист России Юрий Любимов. Популярность театра на Таганке была такой, что люди занимали очередь с ночи, лишь бы попасть на спектакль. Ходили на Высоцкого, Золотухина, Филатова, Демидову. Однако все созданные мастерами образы - заслуга Юрия Петровича. «Здесь он делал оперный театр, чтобы артист был синтетическим - он мог петь, он мог двигаться, он мог переходить из одной ипостаси в другую, и это было очень органично. Этим, конечно, мы всегда покоряли публику. Это в принципе до Любимова в такой концентрации не делал никто», - говорит музыкальный руководитель театра на Таганке Татьяна Жанова. Начало 1980-х годов для Юрия Любимова было непростым временем. Смерть Владимира Высоцкого, запрет спектаклей. О том, что советские власти лишили его гражданства, Любимов узнал в Лондоне. Был там в творческой командировке. Запад принял советского режиссера с восторгом. Вернулся на родину он уже во времена перестройки и продолжил работать в театре на Таганке. Спектакли, которые он поставил, до сих пор собирают аншлаги. Как говорят актеры, они не теряют формы. Вот знаменитая постановка «Марат и маркиз де Сад»: пациенты психлечебницы разыгрывают историю убийства Марата, одного из вождей Французской революции. «Там во второй части звучит главная фраза - без любви и созидания душа становится пустой. И вот это как раз чувство противостоит этим всем «террористам» - Корде и прочему-прочему. Но все, как всегда у Любимова, сделано в очень острой форме, причем в острой музыкальной форме», - говорит музыкальный руководитель театра. Последней постановкой великого режиссера стала опера «Князь Игорь» на исторической сцене Большого театра. Он сократил ек с четырех часов до двух с половиной и придал старому сюжету свое, любимовское прочтение.