Лучшие театральные события октября
Первая иммерсивная опера, спектакль в темноте, международные театральные фестивали и гастроли знаменитого балета Ноймайера в обзоре от Time Out.
«Пиковая дама» в усадьбе Гончарова-Филипповых
Столица уже видела и иммерсивные драматические спектакли, и иммерсивный мюзикл, теперь очередь дошла и до иммерсивной оперы. Снова в особняке – благо в Москве их хватает – однако на этот раз выбор места для постановки действительно символичен: когда-то усадьба на Яузской набережной принадлежала деду жены Пушкина Натальи Гончаровой, но ему пришлось продать дом ради уплаты многомиллионных карточных долгов. Создатели «Пиковой дамы» обещают окружить зрителей мультимедийными декорациями и оптическими иллюзиями, а главное – живым звуком в исполнении оркестра, хора и солистов. В роли Германа Петр Налич, автор хита «Гитар» и по совместительству неплохой оперный тенор.
1, 2, 8, 14, 20, 21, 27, 28 октября
Фестиваль «Solo» в Театральном центре «На Страстном»
Моноспектакли – жанр сложный, ведь актер, оставшись с публикой один на один, должен весь спектакль удерживать ее внимание. Однако именно в таком минималистическом формате возможны самые неожиданные эксперименты. На фестивале этого года за смелость художественных решений отвечает в первую очередь грек Йоргос Пантелеакис со спектаклем «Одиссей. Красная рапсодия Х», сделанным на стыке визуального и физического театра. Тему греческого мифа поднимает и другая участница из Европы – Катажина Хлебны в постановке «Макабра Долораса, или Ревия ДАДА в 14 песнях с монологами». Польская актриса в диалоге с Медеей и Магдой Геббельс пытается ответить на вопрос, что толкает мать на убийство собственного ребенка.
с 1 до 10 октября
«Music for solo performer» в Электротеатре Станиславский
Этот вечер – часть фестиваля «Everything is real», посвященного творчеству американского композитора Эрвина Люсье, пионера звукового искусства. В электротеатре «Станиславский» Люсье впервые в России сам исполнит свои легендарные перформансы: «Music for solo performer» и «Bird and Person Dyning». В первом к голове перформера прикрепляются электроды, и ритмы электроэнцефалограммы преобразуются в звуки ударных инструментов. Во втором исполнитель играет «в дуэте» с электронно сгенерированным птичьим щебетанием, которое заполняет все пространство зала. Любителям музыкальных экспериментов обязательно понравится.
7 октября
Фестиваль «Образцовфест» в Театре кукол С.В. Образцова
Фестиваль театров кукол им. Образцова в Москве проводится уже в девятый раз, и хотя в этом году международная программа представлена только Донецким театром кукол, фестиваль от этого менее интересным не стал – российские кукольники удивлять умеют не хуже. Чтобы убедиться в этом, сходите на взрослые «Пиковую даму» – готический анекдот питерского театра «Кукольный формат» или «Превращение» – сочинение пермских кукольников по мотивам одноименной повести Кафки. А для маленьких зрителей рекомендуем «Маленькую ночную серенаду» о том, как мальчик Моцарт стал великим композитором.
С 8 по 15 октября
«Вижу тебя, знаю тебя» в Центре им. Мейерхольда
Спектакль, который стал итогом работы русско-немецкого документального проекта, покажут в столице всего раз. Режиссер Юрий Муравицкий и драматург Валерий Печейкин с командой молодых российских и немецких актеров создали спектакль об отношениях Москвы и Берлина, москвичей и берлинцев. От взаимосвязей художественной богемы двух столиц в 20-х годах прошлого века до современных культурных контактов – так, в финале звучит имя Кирилла Серебренникова, который не раз работал в театрах Германии.
9 октября
«Слепые» в Боярских палатах
Знаменитая символистская пьеса Метерлинка о слепых, которые остались в лесу без проводника и не могут найти дорогу домой, на российской сцене ставится редко. Вероятно, в силу почти полного отсутствия в ней событий. Актриса Наталья Горбас, для которой эта постановка стала режиссерским дебютом, придумала изящное в своей простоте решение – выключить свет и таким образом заставить и актеров, и зрителей в буквальном смысле сочувствовать персонажам драмы. В соавторы себе она взяла актеров из проекта «Питерская театральная тусовка» и саунд-дизайнеров из Кotä Records, благодаря которым темнота вокруг обретает плоть и объем.
13 октября
«Страсти по Матфею» в Концертном зале им. Чайковского
Московским любителям балета не нужно объяснять, кто такой Джон Ноймайер. В России немецко-американский хореограф ставит часто, еще чаще приезжает на гастроли с Гамбургским балетом, который возглавляет почти полвека, однако свой знаменитый балет «Страсти по Матфею» привозит впервые. Четырехчасовая постановка на музыку одноименной оратории Баха о последних днях жизни Христа поднимает христианские темы вины и прощения. В спектакле участвуют не только танцовщики, но и солисты с хором, а действие частично разворачивается в партере.
25 октября