Международная группа художников сделала выставку про Биробиджан

Проект «Биробиджан» — первое международное художественное исследование истории и современности Еврейской автономной области. Художники из Австрии, Израиля, Сербии, Южной Кореи, США и России посетили регион и попытались осмыслить опыт города-родины для иудеев, созданного задолго до Израиля. «Мы хотели привлечь как можно больше внимания к Биробиджану, — рассказал DV организатор проекта, директор Австрийского культурного форума в Москве Симон Мраз,— В одном месте собралось академическое искусство, концептуальное, фильмы, фотографии. Здесь нет правильного и неправильного, лучшего или худшего — есть место для всех и мне кажется это прекрасно». Одни художники были в Биробиджане буквально пару раз. Другие работали над проектом целый год. Одни исследовали пропагандистские материалы начала 1930-х о невообразимых достижениях переселенцев в создании колхозов и целых городов, работали в архивах и консультировались с историками. Другие опирались на собственные впечатления и общались с местными жителями. Хаим Сокол сделал серию видео-перформансов. Вот он на детской дудочке издаёт похожий на заводской гудок звук в заброшенном цеху завода «Дальсельмаш». Декламирует стихи Интернационала на идише. На территории бывшего колхоза как семена сажает в землю литеры еврейского алфавита. Возлагает цветы к ржавому турнику в старом районе Биробиджана. Екатерина Шапиро-Обермаир сняла интервью с учениками Биробиджанского лицея № 23. Это единственная школа в городе, где учат еврейской истории и культуре, основам идиша и иврита. Причём, большинство учеников не являются евреями. Срджан Вайсс из Сербии и Сех Хи Ли из Южной Кореи создали две модели города. Одна демонстрирует первоначальную задумку Ханнеса Мейера, швейцарского архитектора и второго директора Баухауза, который проектировал генплан города. Другая — Биробиджан наших дней. Татьяна Эфрусси обнаружила в Биробиджане следы независимой группы художников «Цех пролетарского авангарда». В 1980-х они устраивали в городе абсурдистские перформансы и делали самиздат, но их визионерское творчество затерялось в российской истории искусства. Австрийский художник Леопольд Кесслер построил рампу на второй этаж местной пятиэтажки, которая позволяет машине заехать сразу в гостиную. Зрелищный проект привлёк массу зрителей из числа местных жителей. Продуктовый ларёк, забор из профнастила, развешенное сушиться во дворах бельё — фотограф архитектуры Юрий Пальмин запечатлел знакомые до скуки образы — привычные постсоветские элементы, которые встречаются в России повсюду. Спустя 80 лет после основания еврейского города, попадая в Биробиджан, «путешественник не видит и не чувствует этого прошлого», — констатирует фотограф. Выставка продлится в здании областной филармонии в Биробиджане до 8 октября. Презентация проекта состоялась в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Впереди — события в Нью-Йорке и Вене. Авторы также планируют издать книгу: это будет документация произведений, тексты, а также фото Биробиджана конца 1920-х — начала 1930-х годов из коллекции Этнографического музея Санкт-Петербурга, которые будут опубликованы впервые. «На открытии проекта мне было приятно наблюдать, как наши посетители, от мала до велика, читают описания работ, увлечённо смотрят фильмы, смеются, что-то обсуждают. — рассказал Симон Мраз. — Мне кажется, это именно то, что мы хотели». Как советские власти пытались объединить евреев со всего мира на Дальнем Востоке и почему из этого ничего не вышло, узнайте из материала DV. Мы также выяснили, какую роль сыграла синагога в судьбе региона и развенчали стереотипы о Еврейской АО.

Международная группа художников сделала выставку про Биробиджан
© Дальний Восток