Есть что показать, но почему-то стесняемся. В Тюмени обсудили развитие гастрономического туризма
В Тюмени в эти дни проходит гастрономический фестиваль, в котором участвуют популярные городские рестораны и отели. Однако об этом мало кто знает, и это одна из проблем продвижения гастрономических ресурсов региона, отметили участники дискуссии. Туристическая отрасль в Тюменской области уже сформировалась, и ней намечено множество различных приоритетов, говорит директор ГАУ ТО «Агентство туризма и продвижения Тюменской области» Мария Трофимова. «Если говорить о гастрономическом туризме, то это явление относительно новое как для нашего региона, так и для России в целом. Тем не менее, уже в этой сфере уже наблюдается бум, и наш регион не исключение, – рассказывает Мария Трофимова. – Одним из наиболее масштабных событий стал гастрономический фестиваль «Сибирский разносол», организатором которого выступила Торгово-промышленная палата Тюменской области. В фестивале приняло участие более 15 тысяч человек, была представлена разнообразная кухня, но главным образом сибирские блюда». Эксперт приводит в пример Владимирскую область, где при поддержке министерства культуры РФ разработана гастрономическая дорожная карта. Фестиваль «Сибирский разносол» даже был представлен на конкурсе национальной премии в области событийного туризма в Казани, рассказал президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин. «В организации фестиваля нам очень помогли Ассоциация гостеприимства Тюменской области, ПАО «Сибур», правительство Тюменской области, администрация Тобольска, многие рестораторы проявили инициативу. Так что это результат совместных усилий. Мы хотели бы сделать его традиционным, чтобы он вошел в график федеральных мероприятий, обязательных для посещения. Но попасть в этот график очень сложно. С этой целью мы и вышли на конкурс в Казани. От Тюмени мы были единственными. А вот от Екатеринбурга было представлено очень много проектов. В этом плане нам стоит у соседей поучиться. На конкурсе мы увидели, что многие регионы в сфере гастрономического и событийного туризма ушли далеко вперед, нам нужно догонять. Но у нас большой потенциал. Мы должны выводить свои крупные событийные мероприятия на федеральный уровень. Нам есть что показать, только мы этого не делали. Только в этом году у нас по-настоящему заговорили о туризме как о большой перспективной отрасли экономики, которая может приносить огромные деньги в казну региона, помогать развивать малый бизнес, гостиничную, ресторанную сферы», – подчеркнул Абдуллин. Важный вопрос: чем тюменская земля готова удивлять туристов в гастрономическом плане? Да, есть муксун, стерлядь, ягоды, варенье и так далее. Эдуард Абдуллин рассказал, что на «Сибирском разносоле» участников попросили предложить гостям нерядовое меню, с местным колоритом и историей. Из блюд больше других запомнилось мороженое с олениной. Но этого мало. «Мы должны найти что-то свое, особенное, что можно попробовать только здесь, в Сибири, – говорит Абдуллин. – Честно скажу, сколько мы ни искали, пока не нашли такого рецепта, хотя подвижки есть». У местной кухни есть своя интересная история, ее лишь нужно освежить в общественной памяти и правильно подать, говорит директор школы гостеприимства и сервиса Ирина Косогорова. «Согласна с Эдуардом Раильевичем: самая главная наша проблема в том, что мы не умеем продавать свой колорит. Найти свою изюминку, что-то исконное, красиво это преподнести, пропиарить – этому мы должны научиться, – отмечает эксперт. – Есть блюда, которые испокон веков готовили на нашей земле. Но в основном у нас присутствует кухня, которую завезли в этот регион. Наша задача – найти свое. Будь это дичь, приправы, ягоды, дикоросы, которые сделают блюда из обычных продуктов необычными. На этом надо делать акцент. Потому что продукты по всей стране примерно одни и те же. Поэтому нужно отличаться способами приготовления». Что такое история тюменской кухни, подробно рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ТюмГУ Сергей Туров, немало удивив коллег. Для ответа на вопрос о местной гастрономической «изюминке» он предложил вернуться на 100 лет назад и вспомнить, что стояло на обеденном столе обычного сибирского крестьянина. «Что вспоминают при упоминании сибирской кухни? Строганину, пельмени и прочие банальные блюда. Между тем источники позволяют нам обнаружить очень интересные данные о том, что ели в местных деревнях. Обычный постный стол: каши с конопляным или рыжиковым маслом, а также рыбьим жиром, картофельная похлебка, вареный горох, репная похлебка с маком, морковница, кулага – смесь ржаной муки в солоде, заваренная кипятком, проваренная, выдержанная на холоде и многое другое. Кто-нибудь пробовал что-то подобное? Какой-нибудь ресторан может предложить нам эти блюда? Сомневаюсь», – высказался историк. Украшением стола были напитки. «От Тобольска до Казанки в каждом дворе варили пиво. И когда-то здесь в огромных объемах собирали хмель. Рецептуру можно найти. На праздники готовили специальное пиво, под которое был отдельный ритуальный набор посуды», – поделился историческими данными кандидат наук. Кроме того, местная деревенская кухня дореволюционного периода включала в себя мясо, рыбу, дичь. «Вообще стол сибирского крестьянина был чрезвычайно разнообразным, калорийным и питательным. Все это можно восстановить, следуя источникам, – добавляет Сергей Туров. – Вся эта культура была побеждена пришедшей в советские годы стандартизацией. Про северную кухню можно рассказывать отдельно. Помимо привычной строганины и оленины есть много другого. К примеру, ханты квасили утку, ловили ее сетями в огромных количествах на взлете. Не знаю, как на вкус, но в качестве экстрима для туриста вполне можно предложить. Другой экстрим: кто-нибудь ел разрезанного оленя, отрезая куски мяса и макая в кровь? Экстремалов наверняка такое заинтересует». В голодные 20-е годы местные жители изобрели десятки пищевых суррогатов. Их сегодня также можно восстановить и предложить туристам в качестве экзотики, замечает Сергей Туров. Большие традиции были и в монастырской кухне. Эксперт даже предложил на базе одного из объектов культа открыть трактир и предлагать посетителям традиционные монастырские блюда. «Считаю, что поиски местного колорита должны вестись в этом направлении, я и мои коллеги готовы в этом помочь», – предложил представитель университета. Определенные гастрономические традиции сложились в Тобольске и Ялуторовске. Древняя столица Западной Сибири уже пять лет проводит фестиваль «Уха-Царица» и другие мероприятия. «Мы живем на большой реке и славимся рыбой. За этим в том числе туристы к нам и едут, – говорит главный специалист отдела развития туризма комитета по культуре и туризму администрации Тобольска Наталья Журавлева. – Но мы эту тему обыгрываем разными творческими идеями. Гастрономический фестиваль – это не только еда, это семейный отдых, площадка для общения». Гастрономический туризм одно из приоритетных направлений развития в городе Ялуторовске, говорит заместитель директора ялуторовского МАУК «Арт-вояж» Анастасия Петелина. «У нас все для этого есть. Ялуторовск является центром сельхозпереработки, у нас работают три крупных предприятия пищевой промышленности, строится завод овощной консервации. Разработан единый гастрономический бренд города под названием «Сделано в Ялуторовске». Мы проводим такие проекты как фестиваль-дегустация «Ялуторовская гигантомания», где гостей угощали тортом на 200 кг и 6-метровой колбасой, фестиваль национальных культур «Венок дружбы» с дегустацией национальной кухни, «Квасной пир», «Августовские спасы», «Поющее лето в Остроге», «Капуста-барыня», «Берендеево царство», «Грибной бум». Такое количество гастрономических событий повышает узнаваемость территории», – говорит Анастасия. Но по-настоящему прославил Ялуторовск знаменитый 3-метровый блин, который местные кулинары каждый год пекут во время гуляний «Сибирская Масленица». В этом году трансляция этого события шла на весь мир. И все же это редкий пример, когда гастрономические события региона выходят на федеральный уровень. О том, чего не хватает тюменской индустрии гостеприимства для развития гастрономического направления, упомянула ресторанный критик, организатор проекта «Секретный ужин» Лидия Носова. По ее словам, в Тюмени в этой сфере проводится большая работа. «Могу сравнивать с Сочи, где прожила два года, и в плане развития туризма и общепита в частности в Тюмени ситуация обстоит лучше, – заверила критик. – Сейчас в рамках гастрономического фестиваля хожу по ресторанам и должна сказать следующее: идея очень хорошая, но сложилось впечатление, что некоторые заведения участвуют в проекте для галочки. Не все шеф-повара проявляют себя. Не везде предлагают блюда в рамках фестиваля, а где-то на ресепшн даже не знают, что их заведение участвует в проекте. Прежде всего об этом надо рассказывать туристам. Информации должно быть больше. Мы можем какую угодно замечательную идею придумать, если на местах о ней не будут рассказывать целевой аудитории, ничего работать на будет». Рекламы в сфере гастрономического туризма действительно не хватает, говорит председатель совета региональной ассоциации тюменских туристических организаций Наталья Чагина. «Это новое перспективное направление. Если обратиться к википедии, там говорится, что это возможность познакомиться с культурой региона, страны через кухню и гастрономические традиции. Но у нас, как отмечают коллеги, даже в отдельно взятых ресторанах не дорабатывают по части рекламы проектов и мероприятий. Это то направление, которому мы должны уделять больше внимания. Но помимо гастрономии мы должны не забывать продвигать ресурсы нашего региона. Нас еще не очень хорошо знают за пределами области. И когда люди приезжают в Тюмень, очень сильно меняют первоначальное мнение о города. Они поражаются, какой у нас, оказывается, замечательный город, какие дороги. И даже, пардон, туалеты гораздо лучше, чем в других городах. Это тоже имеет большое значение. Поэтому мы должны продвигать туристический потенциал региона в целом, а следом развитие получит и гастрономический туризм», – отметила Наталья Чагина. Тему продолжила директор городского департамента потребительского рынка Елена Еремина, отметив, что туалеты как элемент сервиса имеет не последнее значение для повышения туристического потенциала территории. «Опыт проведения гастрономических фестивалей у нас есть. Мы должны научиться это продавать – со всем вышесказанным я согласна. Но хочу поговорить о тех проблемах, которые сопровождают сферу гастрономического туризма. Туалеты – одна из глобальных проблем в развитии туризма. Даже если пройтись по нашим хорошим ресторациям и представить, что приезжают 20 немцев и заходят в туалет – возникает очередь. А если китайцы приедут? Или когда едешь из Тюмени на фестиваль в Тобольск, найти по дороге нормальный туалет – это огромная проблема. Что уж говорить про иностранцев, если нам самим от такого сервис плохо? Это проблема. Надо пересматривать саму концепцию организации оказания услуг общественного питания. Еще один важный момент: фестивали у нас замечательные, но нужно насытить культурную программу. Без этого мероприятие не вытянуть. Нужно идти рука об руку с профильными ведомствами – департаментами культуры, спорта и другими. Это дает большой отклик. Пока мы обкатываем различные форматы, нарабатываем опыт. Постепенно приходит понимание, что может быть интересно местному жителю. Но к массвому приему иногородних и иностранных туристов мы пока еще, на мой взгляд, не готовы. Тем не менее, перспективы хорошие. Город меняется, растет. И сфера гостеприимства должна успевать за этим процессом».