От мюзикла до хулиганства в классике: главные спектакли октября
В «Школе драматического искусства» четыре дня идет хулиганская, живая и очаровательная «Безприданница» творческой «Лаборатории Дмитрия Крымова», в электротеатре «Станиславский» Константин Богомолов представляет свою версию «Волшебной горы» Томаса Манна, а в Театре на Таганке маньяк-парикмахер Суини Тодд режет людей без крови и прочих физиологических подробностей. «Амфитрион» Премьера: 31 января 2017 года Где: театр «Мастерская Петра Фоменко», набережная Тараса Шевченко, дом 29 Дата: 16 октября Возрастные ограничения: 16+ Пьесу о том, как бог Юпитер соблазняет земную женщину Алкмену, приняв обличие ее мужа полководца Амфитриона, и вносит смуту в приличный древнеримский дом, придумал античный комедиограф Плавт, опираясь на миф о появлении Геракла. В XVII веке создатель классической французской комедии Мольер переписал «Амфитриона» с намеком на роман Людовика XIV с маркизой де Монтеспан, развернувшийся в то время, когда ее муж отбывал срок в Бастилии, не смея роптать и почитая внимание монарха к супруге за честь. В трактовке приглашенного режиссера «Мастерской Петра Фоменко» директора французского Театра дю Норд Кристофа Рока «Амфитрион» — пьеса о властных отношениях и границах вседозволенности, поэтому он переносит действие из времен Плавта и Мольера в условно наши дни. Алкмена в исполнении Ксении Кутеповой — не античная героиня, а современная женщина в синей шубе и чулках в сетку, мало различимые Амфитрион (Андрей Казаков) и Юпитер (Владимир Топцов) тоже одеты не в тоги. Огромное зеркало, висящее над сценой, удваивает происходящее, намекая, что на условном Олимпе все устроено так же, как на Земле. Впрочем, несмотря на серьезность, в «Амфитрионе» есть и легкость — во многом благодаря игре Карэна Бадалова в роли слуги Амфитриона Созия, которого когда-то играл сам Мольер. «Безприданница» Премьера: 14 сентября 2017 года Где: театр «Школа драматического искусства», улица Сретенка, дом 19 Дата: 10, 13–15 октября Время: 19:00 Возрастные ограничения: 18+ Именно так, с нарочитой орфографической ошибкой, назвал свой новый спектакль Дмитрий Крымов — худрук, пожалуй, самого хулиганского театра Москвы «Лаборатория Дмитрия Крымова». Это з, способное свести с ума любого корректора, стоит в его «безприданнице» на своем месте — крымовцы в очередной раз демонстрируют виртуозность вольного обращения с классическим материалом. Томящаяся от желания страстно любить Лариса Огудалова (Мария Смольникова) отправляется в караоке. Харита Игнатьевна (Сергей Мелконян) рвет на себе скромное платье и забирается на пилон в разнузданной попытке объяснить строптивой дочери, «что значит унижаться». Вместо закатывания сцен ревности Карандышев (Максим Маминов) достает суперклей и чинит туфельку своей невесты. И где-то в глубине сцены на огромном экране неумолимо надвигается на героев корабль с надписью «Ласточка» и витальным усатым Паратовым (Евгений Старцев) на борту. Совершенно безумная смесь из воспоминаний о драме Островского, прочитанной в школе и уже слегка подзабытой, рязановского шедевра с Ларисой Гузеевой и Сергеем Михалковым и фирменного озорства «Лаборатории» заставляет хохотать до слез и боли в лицевых мышцах. Будьте осторожны! «Волшебная гора» Премьера: 2 октября 2017 года Где: электротеатр «Станиславский», Тверская улица, дом 23, строение 3 Дата: 3–5 октября Время: 20:00 Возрастные ограничения: 18+ Роман «Волшебная гора» немецкого мастера интеллектуальной прозы Томаса Манна — одно из главных произведений ХХ века. История юноши Ганса Касторпа, приехавшего навестить кузена в туберкулезный санаторий в Альпах и оставшегося там на долгие годы в качестве пациента, чтобы следить за подъемами ртути на своем градуснике и за тем, как умирают соседи по лечебнице, интерпретировалась теоретиками литературы на разные лады. В ней видели и влияние Фрейда, который как раз в то время пришел к одной из своих главных идей о существовании тяги к смерти, и особенное значение болезни для декадентского сознания, и попытку написать портрет Европы накануне войны. «Волшебная гора» Константина Богомолова — не инсценировка манновского текста. Собственно, его здесь почти нет — Богомолов ищет точки соприкосновения мира Ганса Касторпа со строками Николая Некрасова, Николая Заболоцкого и Варлама Шаламова, а атмосфера романа в спектакле воссоздана с помощью музыки и сценографии. Режиссер сам выйдет на сцену (Богомолов и Елена Морозова — единственные актеры в спектакле), чтобы рассказать о своих отношениях с театром: помимо русской поэзии и немецкой прозы, литературную основу постановки составляют также давние дневниковые записи Богомолова. «Сны господина де Мольера…» Премьера: 13 сентября 2017 года Где: театр «Ленком», улица Малая Дмитровка, дом 6 Дата: 6, 15, 27 октября Время: 19:00 Возрастные ограничения: 18+ В 1929 году Михаил Булгаков написал «Кабалу святош» — пьесу с двойным дном об отношениях Людовика XIV и его придворного комедиографа Мольера. Второй смысловой слой пьесы для советского зрителя был очевиден: в образе тирана «короля-солнца» Булгаков вывел Сталина, а Мольером стал сам. «Кабалу святош» запрещали, разрешали после беседы Сталина с Булгаковым и внесения в текст некоторых правок и вновь запрещали, уже на долгие годы. Павел Сафонов, дебютировавший со «Снами господина де Мольера…» в «Ленкоме», об этой истории как бы забывает или отставляет ее за ненадобностью. Никаких исторических аллюзий: ни на советские тридцатые, ни на XVII век. Нет в его спектакле и сегодняшнего дня — Мольер (его играет Игорь Миркурбанов) и Людовик (Виктор Вержбицкий) существуют в каком-то параллельном мире — сновидческой реальности, блестяще созданной сценографом Мариусом Яцовскисом. «Вижу тебя, знаю тебя» Премьера: 9 октября 2017 года Где: Центр имени Мейерхольда, Новослободская улица, дом 23 Дата: 9 октября Время: 19:00 Возрастные ограничения: 18+ Спектакль Юрия Муравицкого «Вижу тебя, знаю тебя», основанный на архивных материалах 1920-х годов и интервью, будет показан в Москве всего один раз. Его герои — друзья: русский абстракционист Василий Кандинский и немецкий писатель Хуго Балль, основатель школы «Баухаус» Вальтер Гропиус, в 1930-е проектировавший так и не построенное здание для театра Всеволода Мейерхольда в Москве, немецкий философ Вальтер Беньямин, безнадежно влюбленный в советскую актрису Асю Лацис, и наши современники, живущие в Берлине. Это не совсем спектакль, а скорее театрализованное историческое и социологическое исследование культурных связей России и Германии, приуроченное к 25-летию отношений Берлина и Москвы. «Кузмин. Форель разбивает лед» Премьера: 8 марта 2017 года Где: «Гоголь-центр», улица Казакова, дом 8 Дата: 8 октября Время: 19:00 Возрастные ограничения: 18+ «Гоголь-центр» продолжает цикл спектаклей, посвященных судьбам поэтов ХХ века. «Кузмин...» — четвертая постановка, ранее уже вышли спектакли об Ахматовой, Пастернаке и Мандельштаме. В 2018 году выйдет пятый, последний спектакль — о Маяковском. Среди этих имен интеллектуал, аристократ и переводчик Анатоля Франса Михаил Кузмин стоит как будто особняком. Он не был ни в фаворе, не был ни в опале у советской власти, хотя по нелепому стечению обстоятельств закончил свои дни в Мариинской больнице в Ленинграде, в 1918 году получившей название «больница в память жертв революции». Режиссер Владислав Наставшев, взяв за основу строчку из последнего прижизненно изданного сборника Кузмина о форели, разбивающей лед, сделал спектакль о внутренней силе поэта. На одной сцене встречаются юный блестящий Кузмин (звезда «Гоголь-центра» Один Байрон) и он же, но поблекший, старый, готовящийся к финалу жизни. «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» Премьера: 27 января 2017 года Где: Театр на Таганке, улица Земляной Вал, дом 76/21 Дата: 19–22 октября Время: 19:00 Возрастное ограничение: 18+ Идея поставить в Театре на Таганке знаменитый бродвейский мюзикл Стивена Сондхайма принадлежит популяризатору жанра в России режиссеру Алексею Франдетти. Кровавый сюжет «Суини Тодда…», в 1970-е мощно выделившийся на Бродвее среди легких мюзиклов, в России известен преимущественно благодаря фильму Тима Бёртона с Джонни Деппом в главной роли. ХIX век, Лондон, странноватый парень возвращается на родину, сводит дружбу с владелицей трактира с «худшими в Лондоне» мясными пирогами и потихоньку начинает резать врагов своей юности, заодно поставляя ингредиенты для выпечки своей новой подруге. Разумеется, в финале его ждет страшное возмездие. Делать жестокий слэшер на сцене Театра на Таганке Франдетти не стал — кровь здесь не льется ручьем, лишь изредка появляясь как бы намеком, в виде тонких красных нитей. Нет на сцене и огромной мясорубки, в которой в канонической версии исчезают жертвы безумных героев. Несомненным плюсом спектакля является то, что Франдетти заставил петь актеров Театра на Таганке, в котором музыкальные спектакли не ставились, кажется, со времен Любимова. Приглашенный артист в постановке один — Петр Маркин, исполнитель партии Суини Тодда. Поют они прекрасно, что дает основания прогнозировать новую «Золотую маску» в коллекции театра и режиссера.