«Я вдыхаю в них жизнь». Липецкая кукольница о своей «волшебной» работе
«Хороший актёр может оживить любой предмет, будь то карандаш или швабра. но при этом он должен оставаться в его тени, иначе чудо не произойдёт», — считает актриса Липецкого государственного театра кукол Наталья Пономарёва. 9 октября она отмечает свой юбилей. Ей исполняется 50 лет, 27 из которых посвящены куклам. За спиной у петрушки Екатерина Деревяшкина, «АиФ-Черноземье»: Наталья Алексеевна, не обидно быть всё время за спиной у куклы? Ведь слава и известность — всё достаётся ей. Наталья Пономарева: Наоборот, оживлять кукол мне гораздо интереснее. В этом есть какое-то волшебство. Когда кукла висит — это неодушевлённый предмет, инструмент. Но как только я беру её в руки, у неё начинает биться сердце — ведь я пропускаю её через себя, свои эмоции и чувства, я вдыхаю в неё жизнь. И кукла вдруг начинает думать, принимать решения, ходить по сцене. Со мной даже однажды произошла такая история. Я играла царевну Будур в спектакле «Волшебная лампа Аладдина». И вот там был такой эпизод: мальчик-негритёнок ведёт за верёвочку слона, на котором едет моя героиня. Но поскольку роста я невысокого, то моей куклой вместо меня управлял другой актёр, а я просто стояла рядом и говорила текст. Ну а так как в кукольном театре рук всегда не хватает, то ещё и негритёнка держала. Вдруг режиссёр останавливает репетицию и говорит: Наташа, отдай мальчика кому-нибудь другому, а то ощущение, будто это он, а не царевна, разговаривает, хотя он даже не шевелился. Это я его оживила. — Насколько вообще сложно оживлять кукол? Где этому обучают? — Я оканчивала Саратовскую консерваторию имени Л. В. Собинова. Но, скажу честно, становиться кукольником не собиралась. Просто поехала поступать на актёра и чисто случайно, а может, это была судьба, попала на прослушивание к заслуженному артисту РСФСР Александру Чертову. Я, как только его увидела, сразу влюбилась — вот это в моём понимании был человек искусства: глубоко интеллигентный, воспитанный. Александр Семёнович набирал курс кукольников, и я пошла к нему учиться. И ни разу потом не пожалела, потому что актёрская природа, в общем-то, у всех одинаковая, выразительные средства — разные: у одних это кукла, у других — голос, собственное тело. Но мне кажется, актёру-кукольнику приходится сложнее, чем драматическому. Это даже физически тяжело: попробуйте в течение сорока минут держать руку вытянутой вверх. Плюс голосовые связки всё время находятся в неправильном положении. Ну и самое главное — в тебе бушуют эмоции, а ты должен вложить их в куклу, чтобы именно она у тебя действовала. — И много тех, кому это удаётся? — К нам приходило несколько актёров из драматического театра, но они у нас не задержались. Освоить куклу — не каждому дано. Так что с молодыми кадрами какое-то время было затишье. Но потом мы поняли, что нужно самим готовить себе смену, и открыли при колледже искусств специальный курс для актёров-кукольников. Первый выпуск уже состоялся. И вы знаете, что меня радует? Ребята не бросили это дело, не разбежались, почти все работают у нас в театре. Хотя я понимаю, что им не просто. Больших денег наша профессия не приносит. Что такое сегодня зарплата 10-15 тысяч? Особенно для мужчины. Многие актёры живут подработками. И я в своё время выступала на разных праздниках, корпоративах. Но мысли уйти из театра не было никогда. «Зацепить» зрителя — Говорят, что современным детям ничего не интересно, кроме телефонов и компьютеров. А на спектакли приходит много зрителей? — К сожалению, с каждым годом всё меньше. Конкурировать с современной техникой, действительно, непросто. Но я думаю, у нас есть одно важное преимущество: театр — это живое искусство, живые эмоции, идущие со сцены в зрительный зал и обратно. Кукла, оживающая на глазах ребёнка, производит на него впечатление куда более сильное, нежели картинка на экране планшета. Главное — с самого начала его зацепить, и тогда он будет смотреть весь спектакль не отрываясь. — А чем сегодня можно, как вы говорите, «зацепить» пресыщенного зрителя? — Дети в любое время остаются детьми. Прежде всего, им должно быть интересно. А для этого нужно работать над содержанием спектакля, над средствами подачи материала. Время выдвигает свои требования, и надо им соответствовать. Обычной ширмой уже никого не удивишь. Я не за то, чтобы превращать спектакль в шоу со сплошными спецэффектами, но использовать в постановках какие-то компьютерные и медиатехнологии, чтобы сделать их ярче, интереснее, нужно обязательно. — То есть вы сторонница экспериментов в театре? — Да, если они оправданны. И режиссёр преследует цель не просто громко заявить о себе, а сделать качественную красивую постановку. Однажды мы были на гастролях в Москве и заглянули в театр им. Образцова. Там шёл спектакль «Маугли», и светотехники пустили на сцену проекцию леса. Это было впечатляюще: складывалось полное ощущение, что куклы действуют в настоящем лесу. Театр не должен пахнуть нафталином. Искусству необходимо шагать в ногу со временем. Нужно использовать визуальные и звуковые эффекты, если они помогают раскрыть содержание постановки. Не только для детей — Недавно известный критик Алексей Гончаренко сказал, что границы жанров размываются: в драме на сцене кукла, а из театра кукол она уходит, появляется живой человек. Вы с этим согласны? — Я всё-таки надеюсь, что кукла в кукольном театре останется. Потому что именно она — действующее лицо. Она заставляет зрителя верить в чудо. Это то, чего нам в жизни так не хватает. — А может ли театр кукол быть интересен для взрослых зрителей? — Безусловно! Давно пора побороть стереотип, что «театр кукол — только для детей». Тот же Образцов поставил немало взрослых спектаклей. И у нас были постановки для взрослых, например, «Женитьба Бальзаминова». В восточных странах это вообще распространено. Например, в Японии есть взрослый театр кукол, куда приходят целыми семьями. И нам тоже нужно обязательно развиваться в этом направлении. Понятно, что процесс этот небыстрый: пока мы приучим зрителя, пока он «раскушает», что это такое... А ведь театр кукол — это искусство для избранных, так же, как балет или опера. Не каждому оно понятно. Зато те, кто понял, навсегда останутся его преданными поклонниками.