События недели в Москве

Александр Яковлев. Черный рейд

События недели в Москве
© Suzanne Abdullah

Галерея «Наши художники» 6 октября — 22 декабря

Рекламные кампании Citroen с самого начала отличались размахом и изобретательностью: например, в 1924-м Андре Ситроен затеял автопробег по африканскому бездорожью от Алжира до Мадагаскара — 20 тыс. километров «Черного рейда» должны были увековечить в кино Леон Пуарье, а в живописи и графике — Александр Яковлев. Работы, сделанные в трансафриканской экспедиции Яковлевым, впервые показывают в России — выставка приурочена к выходу богато иллюстрированных африканских путевых дневников художника.

Джаз осенью

Культурный центр «Дом» 6 и 7 октября, 20.00

Два мощных трио, избравших в качестве основного творческого принципа спонтанное импровизирование, будут выступать одно за другим в рамках фестиваля "Джаз осенью". Оба германо-британские. В обоих играет барабанщик Пауль Ловенс, один из ветеранов германской авангардной сцены. Впрочем, ветеранов и без него хватает. Одно трио существует уже 45 лет, другое образовалось в начале 2000-х годов. В первый день выступит трио PaPaJo тромбониста Пауля Хубвебера. Второе "Па" в названии -- уже упоминавшийся Пауль Ловенс, а "Джо" -- контрабасист Джон Эдвардс. Во второй день выступит поистине легендарный ансамбль -- трио пианиста Александра фон Шлиппенбаха, основателя двух оркестров, в составе которых трудились выдающиеся импровизаторы; еще один участник трио -- британский саксофонист Эван Паркер, авторитетнейший исполнитель, существенно расширивший возможности игры на инструменте.

Сюзанна

Dewar's Powerhouse 6 октября, 20.00

Певица Сюзанна Абдулла родилась в Крыму и успела поучаствовать в украинской версии конкурса талантов "Х-Factor", а в 2014 году уже в России победила в телепроекте "Артист". Однако узнавать ее по-настоящему стали, когда она выпустила вместе с электронным дуэтом "Мальбэк" песню "Равнодушие". Клип набрал 2 млн просмотров в YouTube, музыкантов даже пригласили с этой песней в "Вечерний Ургант". Теперь Сюзанна представляет в Москве свой сольный альбом "Та самая", также записанный с участниками группы "Мальбэк".

Music For Solo Performer

Электротеатр «Станиславский» (фойе) 7 октября, 20.00

Элвин Люсье, выдающийся музыкант, пионер саунд-арта, несколько дней в Москве -- впервые с 1997 года -- и лично участвует в нескольких классических музыкальных перформансах собственного сочинения. Три из них, впервые в России, будут исполнены на заключительном вечере в Электротеатре: "Bird And Person Dyning" (1975), "Almost New York" (2001) и "Music For Solo Performer" (1965). Люсье не только сам станет главным исполнителем, но еще и прочтет лекцию, посвященную всем трем композициям (начало лекции в 19.00).

Брайан Ферри

Crocus City Hall 7 октября, 19.00

Бывший солист Roxy Music Брайан Ферри едет в страну, которая полюбила его за романтичный поп 1980-х, и везет с собой лучший из всех аккомпанирующих составов, которые были у него за последние несколько десятилетий. В том числе саксофонистку Жоржу Луис Ренн, которая выглядит на сцене так же, как модель Лоуренс Трейл в клипе "Don't Stop The Dance" 32-летней давности. В программе концерта -- все главные хиты Roxy Music, каверы на Боба Дилана, Джона Леннона и Нила Янга и внушительный блок собственного материала Брайана Ферри.

Революция в звуке

ГТГ на Крымском Валу 9 октября, 20.00

Приуроченный к выставке "Некто 1917" и, само собой, к столетию революции концерт "Студии новой музыки", одного из главных коллективов, занимающихся в России популяризацией музыкального авангарда. В программе -- пять вещей, так или иначе осмысляющих недавний революционный опыт: отрывки урбанистических балетов -- "Болт" Дмитрия Шостаковича, "Сталь" Александра Мосолова и "Рельсы" Владимира Дешевова, "Аэрофоническая сюита" для терменвокса с оркестром Иосифа Шиллингера и первая советская Камерная симфония Николая Рославца. И еще -- едва ли не самое интересное приложение: "Союз рабочих" 1975 года нидерландского композитора, ученого и активиста Луи Андриссена. Это произведение не имеет заранее определенного сценария, но представляет собой своего рода утопический проект, способ превращения оркестра в абсолютно новую социальную структуру, в основе которой революционные идеи советских 20-х.

Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760-1840-х годов

Музей-заповедник «Царицыно»10 октября — 14 января

Охватившая когда-то весь крещеный мир художественная мода на одалисок, муфтиев, султанов, янычар и серали неспроста зовется "тюркери", "turquerie": первым законодателем этой моды была Франция эпохи рококо. Но у Франции с Османской империей не было общих границ, а вот у России были. И Российская Империя, которая вроде бы вела с Турцией нескончаемые войны, охотно и даже жадно эксплуатировала "оттоманскую" тематику — и в архитектуре, и в живописи, и в прикладных искусствах, и в поэзии, и в музыке, и особенно в собирании экзотических вещиц (ятаганы, ковры, кальяны, чубуки и так далее). Большая, на несколько сотен экспонатов выставка в Царицыно, созданная на материале 25 отечественных коллекций, доводит развитие темы до зрелого романтизма — до 1840-х, когда в литературе всевозможных ориентальных мотивов уже совсем много и когда свою серию видов Константинополя создает Айвазовский. Но начинается все с екатерининской эпохи — с "времен Очаковских и покоренья Крыма".

Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)

ГМИИ имени Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков 10 октября — 14 января

В Москву привезут около ста рисунков Густава Климта и Эгона Шиле из собрания музея Альбертины. Если бы можно было составить мировой рейтинг зрительских симпатий, то, что касается искусства XX века, Климт и Шиле несомненно заняли бы в нем самые завидные позиции, уступив разве что Сальвадору Дали и, скорее всего, обогнав по популярности Рене Магритта, Маурица Эшера и Фриду Кало. Словом, выставка обречена на успех, даром что привезут только рисунки и только из Альбертины, каковая в плане Климта и Шиле — третье по качеству и количеству венское собрание: несмотря на все реституционные скандалы и изъятия, лучший Климт — в Бельведере, а лучший Шиле — в Музее Леопольда.

Лебединое озеро

Театр наций 10 и 11 октября, 20.00

Всякие «Лебединые озера» видывал современный зритель — из закулисья британской правящей династии, из области психоанализа, из быта и легенд южноафриканских аборигенов, но такое — из жизни ирландских аутсайдеров, причем вовсе без музыки Чайковского,— даже представить трудно. Спектакль — жесткий социальный триллер с ощутимым налетом фирменного ирландского мистицизма — идет 75 минут без антракта под национальный фольклор в исполнении трио с нежным названием Slow Moving Clouds. В прошлом году постановкой этого «Лебединого озера», копродукцией с четырьмя влиятельными театрально-фестивальными домами, хореограф и режиссер Майкл Киган-Долан мигом взвинтил до небес акции своей новой компании Teac Damsa: бешеный успех в Лондоне и Дублине обеспечил труппу гастролями на три года вперед. Малолетних детей на эту страшную небыль со стрельбой и покойниками лучше не водить.

Архив Харджиева

Фонд In Artibus 11 октября — 30 января

Абсолютная сенсация: впервые будет выставлен многострадальный архив Николая Харджиева, большая часть которого была вывезена контрабандой в Голландию в начале 1990-х, обманом отобрана у ученого-коллекционера, попала в Стеделейк-Мюсеум и лишь шесть лет назад после долгих дипломатических переговоров вернулась в Россию, чтобы воссоединиться в РГАЛИ с той частью, что была задержана на таможне при попытке вывоза. Бумаги Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Владимира Татлина, Елены Гуро, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой, ранее неизвестные теоретические тексты Лазаря Лисицкого, Казимира Малевича и Михаила Матюшина, материалы о деятельности УНОВИСа в Витебске — к открытию выставки опубликуют первый том документов, собранных Харджиевым. Всю же коллекцию собираются вместить в трехтомник — он, а не скандальная история с нелегальным вывозом архива, станет памятником хранителю наследия авангарда, наперекор всему сберегавшему то, что было обречено на гибель.

My Little Pony

В кино с 12 октября

Американские игрушки для девочек 80-х годов перевыпустили в нулевые, чтобы на фоне все более "взрослеющих" Барби вернуть детям детство. В 2010 году стартовал сериал "Дружба — это магия" про приключения шестерых пони, который неожиданно для создателей совершил настоящую революцию в интернете благодаря появлению фанатского сообщества "Брони" (от слов "brother" и "pony"), состоящего преимущественно из взрослых мужчин. Фэндом сериала, по неофициальным данным, составляет более 10 млн человек, о новой искренности и разрушении половых стереотипов на примере "Брони" пишутся статьи и защищаются научные диссертации. Теперь, с выходом полнометражной версии, поклонники Радуги Дэш и Пинки Пай смогут встречаться не только на специальных съездах, но и в кинозалах.

Родные

В кино с 12 октября

Фильм одного из самых известных российских режиссеров-документалистов, президента "Артдокфеста" Виталия Манского, полгода не мог получить прокатное удостоверение и вот теперь выходит в ограниченный прокат. "Родные" снимались в 2014 году в разных частях Украины — Манский, сам родом из Львова, снимал в Одессе, Киеве, Львове, Донецке, Севастополе своих родственников, неожиданно оказавшихся по разные стороны границы. Фильм о маленьком человеке на фоне большой истории, которая происходит непосредственно в кадре.

Авишай Коэн

Московский международный дом музыки 12 октября, 19.00

В Москву из Израиля едет выдающийся джазмен Авишай Коэн. И здесь главное — понять, какой именно. Потому что в Израиле два известных джазовых музыканта с таким именем, один — трубач, другой — контрабасист. Оба виртуозы. В этот раз у нас выступит тот, который контрабасист. Карьера Коэна в джазе началась в США, где ему поначалу приходилось играть на улицах и в парках. Ну а потом уже были совместные выступления с Чиком Кориа, Бобби Макферрином и Уинтоном Марсалисом.

Сделано в Америке

В кино с 12 октября

Бенефис Тома Круза, снятый Дагом Лайманом, режиссером "Мистера и миссис Смит", "Игры без правил" и первой серии франшизы про Борна. Лаймана, очевидно, привлекают двойные агенты, политические интриги и шпионские страсти, поэтому неудивительно, что за реальную историю американского пилота Барри Сила, который работал на ЦРУ, Управление по борьбе с наркотиками и колумбийский наркокартель Пабло Эскобара, взялся именно он.

О теле и душе

В кино с 12 октября

Победитель Берлинского кинофестиваля — фильм венгерки Ильдико Эньеди "О теле и душе" — аполитичная мелодрама, напоминающая тихое советское кино времен застоя, которое, не оглядываясь вокруг, упрямо говорит о вечном. Действие разворачивается в условной современности на венгерском мясокомбинате. Эндре работает директором бойни, на которую приходит инспектор по качеству — Мария, странноватая блондинка с мягким взглядом трепетной лани. Мария в поиске любви, и столкновение с Эндре в рабочей столовой превращает его сначала в объект тщательного изучения, а потом — желания. Любовный танец двух испуганных взрослых людей, у каждого из которых свой набор фобий, своя рутина, изображается с тактом и мягкой иронией.

Территория

12 — 25 октября

Театральный фестиваль "Территория" когда-то начинался как форум для профессионалов, как возможность познакомить студентов театральных вузов и узкий круг заинтересованной публики с синтезом новейших художественных течений, форм и жанров в современном театре. Чем дольше существует фестиваль, тем больше интерес публики к экспериментальному театру — а арт-дирекция "Территории", по сути, уже превратилась в круглогодично функционирующий продюсерский центр с региональными программами. Афиша главной — осенней — "Территории" в Москве в этом году обещает и концентрацию выдающихся имен, и большое разнообразие экспериментальных жанров и форматов — от театрализованной дискуссии до прогулок по виртуальной реальности.

Салют 7

В кино с 12 октября

Космический блокбастер "Салют 7" — вторая за год отечественная лента о подвигах советских космонавтов, основанная на реальных событиях. Станция "Салют-7", находящаяся на орбите в беспилотном режиме, перестает отвечать на сигналы центра управления полетом и с земли отправляются Федоров (Владимир Вдовиченков) и Алехин (Павел Деревянко), чтобы провести ремонтные работы в открытом космосе. С графикой у "Салюта 7" все в порядке: на фильмы о космосе идут все-таки ради космоса и здесь его даже больше, чем, например, в "Гравитации": 40 минут съемок в невесомости, 20 из которых — в открытом космосе. Этот кинематографический рекорд поставил известный своими техническими изобретениями оператор Сергей Астахов, снявший "Брата" и "Брата 2".

Трактористы 2

Электротеатр «Станиславский» 13 октября, 20.00

Первый отечественный ремейк, снятый идеологами андерграундного кинематографа братьями Глебом и Игорем Алейниковыми (над сценарием вместе с ними трудилась Рената Литвинова), выход которого ознаменовал конец подпольного существования "параллельного кино". Снятый в 1992 году на киностудии "Мосфильм", он должен был революционным образом соединить параллельные прямые официального и неофициального кино и претендовал ни много ни мало на изобретение нового киноязыка. Революционного прорыва не случилось — но "Трактористы 2" навсегда останутся документом времени, в котором этот прорыв был возможен.

Робокоп

Кинотеатр «Формула кино Горизонт» 13 октября, 19.30

Первый американский фильм Пола Верхувена, "Робокоп" стал, наравне с "Терминатором" и "Бегущим по лезвию", символом американской кинофантастики 1980-х. Сценариста Эдварда Ньюмайера интересовало то, что, в отличие от "Бегущего...", здесь робот охотится на людей, Верхувена волновали библейские мотивы воскрешения и возмездия, а философа Славоя Жижека впоследствии привлекло показанное в фильме состояние одновременно сверх- и недочеловека — инвалида и супермена. "Робокоп" открыл Верхувену двери в Голливуд: сегодня трудно представить, что от успеха этой консервной банки зависела не только будущая франшиза, но и в каком-то смысле история кино: провались "Робокоп" в 1987-м, мы никогда не увидели бы ни "Вспомнить все", ни "Звездный десант".