9 спектаклей фестиваля «Территория»
Выбор Ольги Федяниной "Территория" когда-то начиналась как форум для профессионалов, как возможность познакомить студентов театральных вузов и узкий круг заинтересованной публики с синтезом новейших художественных течений, форм и жанров в современном театре. Чем дольше существует фестиваль, тем больше интерес к экспериментальному театру -- а арт-дирекция "Территории", по сути, уже превратилась в круглогодично функционирующий продюсерский центр с региональными программами. Афиша главной -- осенней -- "Территории" в Москве в этом году обещает и концентрацию выдающихся имен, и большое разнообразие экспериментальных жанров и форматов -- от театрализованной дискуссии до прогулок по виртуальной реальности. Ольга Федянина выбрала из программы фестиваля самое важное, необычное и новое виртуальный театр Ночь в библиотеке режиссер Робер Лепаж Робер Лепаж снова и снова доказывает, что можно делать выдающийся интеллектуальный театр в формате коммерческого шоу, набитого самой современной техникой. С тех пор как существует понятие "виртуальная реальность", было понятно, что рано или поздно в ней должен появиться и свой театр. И почти неудивительно, что именно Лепаж создал один из первых убедительных образцов этого жанра. "Ночь в библиотеке" нужно смотреть в шлемах виртуальной реальности: с их помощью режиссер показывает, какими прекрасными, необходимыми, бессмертными, обольстительными были и остаются для человечества книги -- и дома, в которых эти книги собирались на протяжении веков. А кроме того, отвечает на волновавший всех в детстве вопрос, что делают герои книг, когда в библиотеке наступает ночь. Мультимедиа Арт Музей 12 октября -- 12 ноября публицистический театр Новый мир куратор и модератор Константин Богомолов Совместный проект фестиваля "Территория" и фестиваля "Нордвинд" (Германия) -- это театр как место для дискуссий, как публицистическое шоу. У каждого из трех вечеров своя тема и свои спикеры, по одному от России и от Германии. Вечер первый: "Ярмарка благотворительности" -- как, зачем и почему общество начинает выполнять работу государства; обсуждают Юлия Пересильд и еще неназванный спарринг-партнер. Вечер второй: "Рынок страха" -- как современное общество порождает реальные угрозы и как торгует придуманными; дискутируют худрук Электротеатра Борис Юхананов и немецкий публицист Кристоф Твикель. Вечер третий: "Магазин идей" -- откуда берутся идеи у современного искусства; диалог композитора Сергея Невского и режиссера, куратора и продюсера Штефана Кэги ("Римини-протокол"). Театрально-дискуссионную атмосферу обеспечивают модератор Константин Богомолов, актеры студии Дмитрия Брусникина и специально приглашенный виджей. Новое пространство Театра наций 13, 14, 15 октября современный танец Фаза. Четыре движения под музыку Стива Райха компания «Розас», Бельгия Фестивальное событие высшего разряда: впервые в России можно увидеть живьем постановку выдающейся танцовщицы, хореографа и педагога Анны Терезы де Кеерсмакер. Четыре танцевальных фрагмента, поставленные 35 лет назад, посвящены тому, чем, с точки зрения хореографа, и должен заниматься танец -- ожившей геометрии, равновесию, повторам, минимальным смещениям ритма. Сложнейший хореографический текст радикально меняет представление о природе танца -- и о технике танцовщика, которая больше не требует обязательной вечной молодости классического балета: доказательством этому служит то, что 57-летняя Анна Тереза де Кеерсмакер до сих пор сама выходит на сцену в "Фазе". Театр наций, основная сцена 14, 15 октября видеоперформанс Изнанка автор Димитрис Папаиоанну 30 участников на протяжении 20 ночей в специально обустроенном пространстве выполняли обычные повседневные действия -- войти в дом, переодеться, выпить стакан воды, лечь спать. Последнюю такую пространственную инсталляцию с живыми людьми Папаиоанну снял одним планом, так сказать, "не моргая и не отводя взгляд". Получился панорамный видеотеатр, драматургия которого построена на микроскопических сходствах и различиях в поведении разных людей в одних и тех же обстоятельствах. Этот "театр повседневности" позволяет каждому зрителю заново увидеть не столько других, сколько в первую очередь самого себя -- действия, которые уже давно превратились в автоматические, оказываются увлекательными и непривычными, как в детстве. ММСИ на Петровке 13, 14, 15 октября перформанс Бельгийские правила / Бельгия правит режиссер Ян Фабр В отличие от легендарной "Горы Олимп", этот перформанс Фабра длится лишь четыре часа -- он полностью посвящен Бельгии и как будто специально адресован тем, кто всегда считал эту европейскую страну воплощением спокойствия, благополучия и скуки. На самом деле, говорит Фабр, все дело в оптике. Если выбрать правильный ракурс, Бельгия оказывается страной безумцев, страной Магритта, страной, которая говорит на пяти разных языках, страной абсурдного юмора и ежедневных потрясений. Перформанс Фабра после премьеры неоднократно сравнивали с фильмом Федерико Феллини "Рим": "Бельгия правит" -- это тоже сочинение, в котором сентиментальность, эротика и эксцентрика соединяются в гигантское объяснение в любви. Театр наций, основная сцена 17, 18 октября документальный театр Наследие. Комнаты без людей театр «Види-Лозанн», компания «Римини-протокол» "Римини-протокол" -- по-прежнему лучшая в мире команда, занимающаяся современным документальным театром. При этом авторы "Римини-протокола" часто выбирают темы, которые традиционно считаются этически сложными, но каждый раз находят и нужную дистанцию, и правильную интонацию. Авторы спектакля "Наследие. Комнаты без людей" обратились к восьми людям, которые думают о своей предстоящей смерти,-- и после этого создали восемь пространств, объединяющих прожитые жизни, несбывшиеся мечты и представления о будущем, в котором есть все, кроме тебя самого. Как это часто происходит в спектаклях "Римини-протокола", центром действия оказывается сам зритель, его внимание, его способность к сопереживанию с "комнатами без людей", которые тем не менее наполнены настоящими историями. Особо чувствительным, наверное, стоит знать, что только одна участница проекта ушла из жизни -- для всех остальных представления о смерти пока остаются фантазиями. ЦСИ «Винзавод», Цех белого 17-22 октября иммерсивный театр Все, что со мной рядом режиссер Фернандо Рубио Самый короткий -- и, вероятно, самый интенсивный спектакль в программе фестиваля. Всего 15 минут длится каждый "сеанс", но за это время зрителю нужно справиться с тем обстоятельством, что у него на эти четверть часа есть своя личная актриса -- и что местом действия является кровать, в которую нужно улечься. Для аргентинского режиссера и актера Фернандо Рубио "личное пространство" человека -- самый интересный предмет изучения, ему посвящены и эти минуты, в которых речь пойдет о детских страхах, обидах и надеждах, которые объединяют, наверное, абсолютно всех людей на свете. Исполнительниц для спектакля, который уже объехал много стран, всегда выбирают на месте: в московской версии будут участвовать в том числе две молодые актрисы, замечательно выступающие в камерных и суперкамерных форматах,-- Мария Шашлова и Надежда Лумпова. ММСИ на Петровке 21-24 октября драматический театр Ближний город режиссер Кирилл Серебренников Литовец Марюс Ивашкявичюс -- один из самых успешных сегодняшних театральных авторов -- как-то умудряется оставаться абсолютно современным, работая в традиционных драматургических формах. "Ближний город" -- классическая история двойной жизни "обычных" людей: их повседневность скучна и регламентирована, в ней нет ничего, кроме работы и семейных вечеров. Но у повседневности есть оборотная сторона, которую заполняют безумные ночные фантазии, тем более рискованные, чем скучнее и буржуазнее дневное "лицо" бытия. Кирилл Серебренников соединил радикальный физический театр с традициями абсурда и сюрреализма -- и поставил историю о том, что не только сон разума, но и чрезмерная рассудочность рождает чудовищ -- во тьме подсознания они плодятся и размножаются с особенным удовольствием. «Гоголь-центр», основная сцена 24, 25 октября экспериментальный театр Живые пространства куратор Дмитрий Волкострелов "Живые пространства" -- особенный формат "Территории": появление театра в местах, никакого театра не предполагающих. Это может быть гипермаркет, дорогой отель или продуктовый рынок. Цель такого формата всегда одна: исследование границы между художественной реальностью и реальностью как таковой. В этом году концепцию "живых пространств" разработали режиссеры Александр Вартанов и Всеволод Лисовский, куратор -- Дмитрий Волкострелов, а местом встречи станет московский городской транспорт. В распоряжении фестиваля два автобусных маршрута -- один кольцевой, второй радиальный. Запланированы поездки, которые позволяют зрителям ненадолго попасть в театрально-реальное пространство, одновременно и исключенное из повседневной жизни города, и принимающее в этой жизни активное участие. Количество мест ограничено -- автобусы не резиновые, так что записываться лучше заранее. Городской общественный транспорт 14, 15, 21, 22 октября