Новый сезон во МХАТе открылся двумя спектаклями
Причины такого выбора просты: Горького во МХАТе любили играть всегда (понятно почему), а сезон 17/18 решили и вовсе посвятить его произведениям. Ведь в 2018 году исполняется 150 лет со дня рождения писателя. В добавок к этому художественный руководитель театра, Татьяна Васильевна Доронина, отмечает 60-летие творческой деятельности, что нельзя оставить без внимания. Именно в спектакле “Васса Железнова” она бессменно играет заглавную роль. "Васса Железнова". Фото: МХАТ им. Горького Пьесой же Грибоедова МХАТ решил, кажется, отличиться. “Студента” перенесли с бумаги на сцену впервые. В грибоедовские диалоги создатели спектакля встроили поэтические этюды, и вышла все та же старая добрая классика, но по-новому. Написанная еще за 5 лет до знаменитого “Горя от ума”, она ни в свое время, ни сегодня не получила должной популярности, а зря. Отличная комедия! “Вассу Железнову” отыграли как всегда превосходно и почти без отступлений от сюжетной линии. Доронина в роли Матери уже не нова, но каждый раз воспринимается с особым трепетом. Такая чуткая и ранимая, но в то же время властная и, местами, жесткая, Вася (как героиню ласково называет Любочка) каждый день преодолевает себя. Сталкиваясь с жизненными перипетиями, ей приходится иногда поступать не по совести (например, она подговаривает мужа совершить самый тяжкий христианский грех), но такие действия всегда направлены на благо ее родных. Васса защищает свою семью любой ценой, иногда решая совсем не женские проблемы (с финансами, например). Васса Горького – собирательный образ настоящих русских матерей и по истине символ России. Спектакль смотрится на одном дыхании (особенно для не читавших пьесу), но оставляет горьковатое послевкусие. Финал у этой пьесы трагический. "Васса Железнова". Фото: МХАТ им. Горького То ли дело премьерная постановка “Студент”: и смотрится легко, и в хорошем настроении оставляет. В главной роли студента из Казани, Евлампия Арестарховича Беневольского, Максим Бойцов – типичный, немного сумасбродный поэт, использующий каждый свободный момент для декламирования стихов. Считает, что он достоин лучшей жизни и хочет получить все и сразу. Приезжая в Петербург, Беневольский попадет в неприятный для себя, но комичный для зрителей, казус (герой оказывается вовлечен в любовный треугольник) и почти весь спектакль пытается из него выпутаться. Но, как это принято в комедиях, с каждой минутой Беневольский увязает все больше. "Студент". Фото: МХАТ им. Горького В “Студенте” представлена целая палитра образов: от сентиментальной барышни (Варинька – Анастасия Рубенко) и ее матери (Звездова – Ирина Рудоминская) до забывчивого, слегка глуповатого мужа (Звездов – Сергей Кисличенко) и агрессивного издателя (Прохоров – Тимофей Ивашина). Наблюдать за каждым – одно удовольствие. Слуги в постановке тоже со своим характером и даже колоритом: Федька (Николай Федоров) говорит с татарским акцентом, а Иван (Дмитрий Корепин) – с украинским. "Студент". Фото: МХАТ им. Горького Хочется акцентировать внимание на поэтических вставках. В речь Беневольского встроены стихотворения Александра Сергеевича Пушкина и Тараса Григорьевича Шевченко. Хотя в постановке Кабанова из-за постоянного чтения этих стихов герой выглядит еще смешнее, чем в пьесе Грибоедова, такими поэтическими произведениями невольно заслушиваешься и хочешь, чтобы артист не останавливался. "Студент". Фото: МХАТ им. Горького Финал постановки, как и у пьесы, окрашен печально. Однако образ Беневольского сглаживает эту грусть. Ловишь себя на мысли: “Сам виноват, простофиля!” Все-таки, в таком исходе событий есть надежда на успешный финал “за кадром”, что делает “Студента” похожим на русскую народную сказку – “добрым молодцам урок”. "Студент". Фото: МХАТ им. Горького