Почему похитителям картин выгоднее воровать у коллекционеров-частников, а не у музеев

Два полотна выдающихся русских живописцев были похищены на прошлой неделе из квартиры на Глухой Зелениной улице в Петербурге. Преступникам достались "Женщина в красном" Василия Поленова и "Париж" Константина Коровина, принадлежавшие 69-летней москвичке. Женщина оценила ущерб в 18 млн рублей. Между тем кражи шедевров у частников стали тенденцией последнего десятилетия. Почему воры переключили свое внимание с галерей и музеев на квартиры собирателей и наследников, выяснил РЕН ТВ. Целое состояние на стене О краже картин в Северной столице стало известно в пятницу, 6 октября. По данным полиции, преступление было совершено в квартире элитного дома. Хозяйка находилась в отъезде, а когда вернулась, обнаружила исчезновение произведений искусства. Больше ничего из квартиры похищено не было. Также следователи не нашли следов взлома на дверном замке и окнах. Не исключено, что у злоумышленника был свой ключ или дубликат. Эксперты издания согласились с предварительной оценкой похищенных полотен в 18 млн. В МВД сообщили о том, что по факту преступления возбуждено уголовное дело по статье о краже в особо крупном размере (ч. 4 ст. 158 УК РФ). Охота за семейными ценностями Продать в России картины такого уровня, по мнению искусствоведа Дмитрия Северюхина, задача сложная. "Покупатели составляют очень узкий круг состоятельных знатоков или просто состоятельных людей, которые опираются на знания экспертов. И поскольку диапазон цен в этом отношении чрезвычайно велик, то краденые работы можно продать по бросовым ценам. Не более того. Я сочувствую вору, который на этом не обогатится, а пострадает в конечном счете», — сообщил он телеканалу "Санкт-Петербург". Эксперт антикварного рынка Дмитрий Буткевич, напротив, считает, что у преступников есть все шансы сбыть полотна. "Если бы речь шла о краже из музея, то реализовать картины было бы, мягко говоря, затруднительно. Дело в том, что большинство галерей вносит свои полотна в специальный реестр, в том числе на случай кражи. Этот список находится в международной организации ALR (Art Loss Register), регистрирующей потерянные предметы искусства. Что же касается частников, как в данном случае, то они чаще всего не регистрируют свои полотна. Причем из различных соображений — у кого-то нет на это средств, кто-то опасается, что после регистрации у него могут отобрать картину, конфисковать. А заставить регистрировать предметы искусства человека никто не может". По словам специалиста, найти и вернуть картину, не прошедшую регистрацию, будет непросто. "У Коровина таких "парижей", наверное, несколько сотен — видимо, речь идет о его дореволюционной серии про парижские бульвары. Эти работы в принципе похожи друг на друга, отличить способен их только специалист. Но по фото, если даже они есть у хозяина картины, определить аутентичность невозможно. Поэтому сбыть ее можно в ломбарде, российском антикварном магазине", — рассказал Буткевич. Скорее всего, похищенные предметы искусства будут проданы на внутреннем рынке. Вывезти краденые картины из России не так просто, считает антикварщик. "Картинам больше ста лет и, по действующему закону без специального разрешения Минкульта вывезти полотна нельзя. Поленова и Коровина, разумеется, никто за границу не выпустит. На границе сразу начнут проверять картины, по размеру (высота, ширина), например", — рассуждает Буткевич. Учитель и ученик Константин Коровин — русский живописец и театральный художник. Работал преимущественно в жанре пейзажа. Внес большой вклад в формирование русского импрессионизма. Несколько раз до революции совершал поездки в Париж, что оставило огромный след в творчестве мастера в виде многочисленных серий. Одна из них — "Парижские огни". Его картины имели огромный успех во Франции. В 1923 году художник выехал за границу и поселился навсегда в Париже. Скончался 11 сентября 1939 года. Василий Поленов — мастер классической русской живописи. Работал чаще всего в жанре пейзажа и портрета. Во время Русско-турецкой войны был официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (Александра III). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были Исаак Левитан, Илья Остроухов, Константин Коровин и другие выдающиеся художники. Русские сокровища утекают через Белоруссию и Украину. По некоторым данным, многие похищенные в России произведения искусства покидали страну через Белоруссию. С 2014 года ситуация изменилась в связи с обострением отношений между Киевом и Москвой. Это закономерное явление. Увеличились объемы контрабанды не только оружия и наркотиков, но и предметов, представляющих культурную ценность. — "Естественно, без коррупционных связей такие схемы невозможны. Для контрабандистов этот канал удобен тем, что взаимодействие между украинскими и российскими правоохранительными органами потеряно полностью, — уточнил собеседник, знакомый с ситуацией. В Европе товар с темным или сомнительным прошлым выставляется даже на известных аукционах, что уж говорить об интернет-торгах, мониторить которые довольно сложно. "Похищенная вещь, прежде чем ее найдут, может сменить несколько хозяев, и все они частенько добросовестные покупатели", — говорит собеседник. По его словам, наиболее часто спорные вещицы всплывают на интернет-аукционах с пропиской в Прибалтике. И все-таки они возвращаются Международное сообщество музейщиков и галеристов добилось успеха в области поиска похищенных картин. И Россия от такой тенденции в плюсе. В сентябре Германия вернула России похищенную из Таганрога в годы Великой Отечественной войны картину "Пруд с ветлами". Как сообщали "Ведомости", полотно вернул художественный музей немецкого Киля. "Неправомерно перемещенные культурные ценности должны быть возвращены законным владельцам или их правопреемникам. Федеральное правительство строго придерживается этого положения международного права", — прокомментировала тогда немецкая сторона. Примерно в то же время прокуратура Цюриха начала расследование в связи с попыткой продать через один из аукционных домов Швейцарии полотно Айвазовского "Вид на Ревель". Как сообщила официальный представитель МВД Ирина Волк, написанное в 1845 году полотно (оригинальное название — "Море") было похищено из собрания музея-заповедника "Дмитровский кремль" в 1976 году. "В настоящее время совместно со швейцарской стороной проводится работа, направленная на возвращение картины И.К. Айвазовского в Россию", — сообщила Волк. Скандал связан еще с одним полотном Айвазовского — "Вечером в Каире", выставленным в 2015 году в Великобритании на торги аукционным домом Sotheby’s. Эта картина была похищена в 1997 году из частной коллекции в Москве, в связи с чем МВД России направило запрос в правоохранительные органы Великобритании с требованием снять лот с торгов, что позднее и сделали организаторы аукциона. Эксперты Sotheby’s рассчитывали выручить за полотно от 1,5 до 2 млн фунтов стерлингов.