«Обратно домой». Путеводитель по выставке в бывшем Музее интеллигенции в Нижнем Новгороде
В доме на улице Максима Горького в Нижнем Новгороде, сохранившемся с середины XIX века, ровно 50 лет назад, в 1967 году, открылся музей-квартира сестер Невзоровых — революционерок, у которых в 1900 году останавливался Владимир Ильич Ульянов (Ленин) для обсуждения с нижегородскими марксистами издания революционной газеты «Искра». В экспозиции была воссоздана обстановка квартиры Невзоровых и размещены стенды, посвященные истории революционного движения в Нижнем Новгороде. В 1993 году музей-квартира был переименован в Музей нижегородской интеллигенции, в нем сохранялись обстановка и предметы быта конца XIX века. Он располагается в уникальном квартале с деревянной застройкой середины XIX века, однако большинство домов там обветшали и никак не охраняются: дом-музей — единственный, имеющий в этом квартале статус культурного объекта. Но и он обветшал и требует ремонта, и четыре года назад его экспозиция была переведена в другое здание, а опустевший дом остался без электричества и водоснабжения. Его будущее остается смутным. Вокруг здания бывшего музея собрались градозащитники, активисты, краеведы: им (как и бывшему директору музея Татьяне Казанской) квартал деревянной усадебной застройки, окруженный высотными зданиями, представляется будущим «музейным островом», но эти планы пока существуют только на бумаге. Столовая. Вид экспозиции в Музее нижегородской интеллигенции. Фото: сourtesy Артем Филатов Выставка «Обратно домой» стала возможностью открыть пустующее здание музея и актуализировать связанные с ним проблемы. Название выставки продиктовано впечатлениями прежних посетителей от экспозиции Музея нижегородский интеллигенции. Воссозданная обстановка квартиры разночинного интеллигента среднего достатка ощущалась гостями музея как домашняя, близкая. Вместе с исследованием истории музея на выставке «Обратно домой» представлена тема образа и места дома в человеческой жизни. Возвращение в Музей нижегородской интеллигенции, построенного вокруг бытовой культуры прежних жильцов дома, сравнимо с переездом в квартиру, в которой еще предстоит сделать ремонт. В пространстве повседневности через профанную реальность конструируются сокровенные явления и объекты, которые наделяются сакральным смыслом. Обратно домой. Фрагмент экспозиции. 2017. Фото: сourtesy Артем Филатов Для проведения выставки мы сняли здание в аренду на четыре месяца. В нем были отключены водоснабжение, отопление и электричество, поэтому весь свет мы провели заново, не используя старую проводку. Одна из участниц выставки — художница из Таллина Фло Касеару. С 2013 года она является директором Дома-музея Фло Касеару, расположенного в историческом деревянном здании в северной части Таллина. Большинство осуществленных там проектов связаны с переживаниями и впечатлениями в родном доме: художница иронично репрезентирует собственные работы в музее самой себя. Касеару предлагает зрителю не только увидеть жизнь художника со всех сторон, но и осознать ценность и место человека в современном мире. Представленная на выставке видеоработа художницы — авторский экскурсионный видеотур по Дому-музею Фло Касеару в 2013 году. Зритель проходит через все семь комнат музея, заглядывает на задний двор, в подвал и на чердак, пространства которых оборудованы под постоянную экспозицию. Темы Касеару — забота о доме, джентрификация, институциональная иерархия и та обстановка, в которой приходится работать художнику. {gallery#255} Московский художник Иван Новиков обратился к истории встречи нижегородских марксистов с Лениным на квартире сестер Невзоровых в 1900 году — на этой встрече обсуждалось издание газеты «Искра». Для художника подобные издания прошлого являются отражением ключевых споров и проблем своего времени, подталкивающих к социальным переменам. С кризисом печатной прессы Новиков наблюдает исчезновение с ее страниц социальной полемики, которая переходит в быстро меняющееся и контролируемое виртуальное пространство. Издав собственную версию газеты («Вспышка»), художник представляет ее как музей споров и мнений, сохраняющий эфемерный дух и становящийся памятником сегодняшнему дню. На страницах газеты расположились тексты дискуссий и комментариев из социальных сетей, посты из «Фейсбука» Ильи Будрайтскиса, Олега Кашина и Андрея Кураева с комментариями к ним, твиты и посты из каналов Telegram. {gallery#256} Нижегородский художник Александр Лавров создал инсталляцию под названием «Дом с приведениями», которая основана на истории пребывания Владимира Ильича Ленина в доме сестер Невзоровых в 1900 году, и дух Ленина продолжает жить в его стенах по сей день. Специально для выставки Лавров собрал подлинные предметы конца XIX — начала XX века, которые, как и прежде в музее, воссоздают мемориальную обстановку с «настоящим» Лениным. Один из мифов Музея нижегородской интеллигенции связан с кушеткой, на которой будто бы спал Владимир Ильич (к сожалению, из подлинных предметов обстановки дома Невзоровых сохранились лишь несколько сундуков, остальные были собраны работниками музея намного позже). Когда посетители заходят в комнату к левитирующему Ленину, внезапно начинает играть музыка, а зрители утверждают, что голова у фигуры начинает медленно поворачиваться в строну вошедших. Андрей Оленев. Коридор. Фрагмент экспозиции выставки «Обратно домой». 2017. Фото: сourtesy Артем Филатов В коридоре бывшего музея расположилась тотальная инсталляция нижегородского художника Андрея Оленева. В ней автор превращает существующий коридор в пространство лабиринта. Каждая работа Оленева — это игра со зрительским восприятием, где сюрреалистические сюжеты соседствуют с нечитаемыми текстами, искусственно созданными преградами (дверцами, глазками, зеркалами) и многочисленными отсылками к искусству Средневековья и Северного Возрождения. Яков Хорев. От пустоты. Фрагмент экспозиции выставки «Обратно домой». 2017. Фото: сourtesy Артем Филатов В световой инсталляции «От пустоты» нижегородский художник Яков Хорев обращается к своему детскому опыту. Движение сквозь тьму к свету — светящемуся в избе окошку или виднеющемуся вдалеке костру — стало для него образом, передающим процесс познания мира и конструирования собственной художественной реальности. Этот путь взросления художник воспринимает не столько как развитие, сколько как движение к истокам — как возвращение домой. {gallery#257} Художница из Нижнего Новгорода Елена Топтунова создала образ детского убежища, собранного из самых разных предметов домашнего обихода. Такой шалаш являет собой, по мнению автора, первую неосознанную потребность человека в личном пространстве. Ребенок строит свое недолговечное жилище, принося туда значимые для него предметы, конструируя модель своего будущего дома. Создав укромный уголок, художница обращается к образу из детства, где таятся личные «секретики». {gallery#258} Антон Мороков разместил в помещении, ранее закрытом для посетителей, серию графических работ «Случайные воспоминания о Доме». Его произведения погружают зрителя в атмосферу, где граничат юношеские и взрослые домашние впечатления. Графика растворяется в обстановке комнаты, а ее элементы создают ассоциации, пробуждающие в зрителях память о собственном родном месте. Андрей Дружаев. Режим города. Архивная память. Вид инсталляции на выставке «Обратно домой». 2017. Фото: сourtesy Артем Филатов Нижегородский художник Андрей Дружаев специально для выставки создал инсталляцию, частью которой стали предметы, найденные в квартале и в самом здании Музея нижегородской интеллигенции. Артефакты, связанные с прошлым музея, неопознанные объекты и ветошь превращаются в своего рода археологические находки, а художник — в археолога, открывающего заново все найденное. Находки скрупулезно размещены в архиве, где некоторые ячейки закрыты, а некоторых не хватает, так что непонятно — то ли работа над архивом не закончена, то ли он частично утрачен. Посетители могут сами знакомиться с архивом, вытаскивать ящики и изучать их содержимое — например, читать письма бывшему директору музея Татьяне Николаевне Казанской и старые приглашения от фонда Сороса к участию в поддержке музеев, рассматривать паспорт на окраску музея от 1973 года или муляжные книжки, одна из которых выдает себя за «Материализм и эмпириокритицизм», а на самом деле является книгой «К вопросам ревматизма в Горьковской области». Книга почетных посетителей Музея-квартиры Невзоровых в экспозиции выставки «Обратно домой». Фото: сourtesy Артем Филатов Здесь же, в кабинете архива, находится книга почетных посетителей музея-квартиры Невзоровых, напечатанная к открытию музея в 1967 году. После многочисленных отзывов групп учащихся, посетивших музей с 1986 по 1989 год, каждый посетитель выставки «Обратно домой» может продолжить 50- летнюю традицию и оставить свою запись.