Театральные фестивали осени
Осень в российском театре — время фестивалей. Экспериментальные «Территория-2017» и NET, танцевальные Dance Inversion и Context, традиционный «Сезон Станиславского» и молодые «Уроки режиссуры» — TIme Out составил гид по самым важным из них.
Фестиваль современного танца Dance Inversion
до 3 декабря
Программа Dance Inversion в этом году растянулась: начался фестиваль еще в конце сентября, а закончится в начале декабря. В первую очередь нужно бежать на сайт Большого и ловить последние места на «Щелкунчика» из Цюриха. Хореограф Кристиан Шпук, знакомый московскому зрителю по прошлогодней премьере «Анны Карениной» в МАМТ, снимает с истории о мышах и заколдованных детях рождественскую шелуху и возвращается к оригинальному тексту, в котором бал правит гофмановская инфернальность и фантастика.
Кроме «Щелкунчика» есть возможность попасть еще на два события фестиваля на сцене МАМТ. Танцовщица и хореограф Росио Молина, которая в своих экспериментах совмещает фламенко и современные концепции, представит спектакль «Лес Ардора». Выступая еще и как главная исполнительница, Молина не только демонстрирует виртуозную технику, но и стремится очистить народный испанский танец от стереотипных представлений о нем: так в «Лесе Ардора» через страстные ритмы фламенко испанка рассуждает о природе древнегреческих мифов. Впервые фестиваль привезет в столицу балет Якопо Годани — итальянского хореографа, ученика Уильяма Форсайта и его преемника на посту руководителя «Танцевальной компании Дрезден-Франкфурт».
Придерживаясь линии, заданной Форсайтом, Годани сумел найти собственный стиль: танец почти на пределе физических возможностей, часто под электронную музыку, которая задает резкую и динамичную пластику. В Москве Годани представит вечер из трех одноактных балетов: «Высокая порода», «Эхо беспокойной души», «Вечный двигатель».
Фестиваль «Территория-2017»
12 – 25 октября
Фестиваль «Территория» можно назвать самым интересным театральным смотром этой осени: он уверенно обошел остальных по количеству спектаклей и громких имен в программе. Уже только с премьерными «Бельгийскими правилами» Яна Фабра и латвийским «Ближний город» Кирилла Серебренникова его можно было бы считать состоявшимся: билеты на них смели еще летом.
Но и для тех, кто не привык планировать заранее, есть, на что сходить. Так, в эти выходные на сцене Театра Наций покажут «Фазу» бельгийки Анны Терезы де Кеерсмакер — одну из первых постановок contemporary dance, а в Новом пространстве пройдет серия спектаклей-дискуссий «Новый мир» под руководством Константина Богомолова.
Значительная часть программы этого года отведена постановкам, существующим на стыке театра и современного искусства. На Винзаводе разместится спектакль-выставка театральной группы Rimini Protokol «Наследие. Комнаты без людей» — 8 историй о смерти, герои которых вступят со зрителями в непрямой диалог через фото, видео и личные вещи. В ММОМА до 15 октября можно увидеть 6-часовую медитативную видеоинсталляцию «Изнанка» греческого художника Димитриса Папаиоанну, а до середины ноября — «Ночь в библиотеке» Робера Лепажа, VR-путешествие по самым удивительным библиотекам мира. Там же 21-24 октября пройдут показы аргентинского спектакля «Все, что со мной рядом», в котором зрителю предстоит на полчаса оказаться в постели вдвоем с актрисой одного из московских театров и попробовать найти общий язык с незнакомкой.
Фестиваль «Уроки режиссуры»
12 октября — 8 ноября
Новый московский театральный фестиваль проходит в рамках первой Биеннале театрального искусства и ставит своей целью не только привезти в столицу региональные постановки молодых режиссеров, но и дать шанс увидеть их всей стране — большинство спектаклей конкурса будет показано в кинотеатрах 34 российских городов. Среди немосковских участников фестиваля стоит обратить внимание в первую очередь на постановку «Чука и Гека» из Александринки, в которой режиссер Михаил Патласов переосмысляет детский рассказ Гайдара через современные писателю сталинские репрессии. Также из северной столицы на фестиваль привезут «Билли Миллигана» Вари Светловой и Игоря Сергеева — трагикомедию по мотивам реальной истории о знаменитом преступнике, внутри которого заперты 24 личности. Самым громким аккордом фестиваля станут два внеконкурсных спектакля режиссеров-мэтров: премьерный «Дядя Ваня» Юрия Бутусова и уже культовые «Три сестры» Льва Додина — их никак нельзя пропустить.
Фестиваль «Сезон Станиславского»
8 ноября — 6 декабря
В этом году Фонд Станиславского удивил всех проведением летнего фестиваля, привезя в Москву четыре спектакля из российских регионов. Тем грустнее видеть, что в осенней программе нет имен Някрошюса и Персеваля — привычных участников фестиваля. И все же, несмотря на финансовые трудности, в афише «Сезона Станиславского» три зарубежных спектакля из Вильнюса, Берлина и Мадрида. Литовская актриса Бируте Мар покажет на Малой сцене Вахтанговского театра моноспектакль «Дети льда», созданный по воспоминаниям литовских ссыльных — о боли и страхе, которые испытывают изгнанники вдали от родины.
Другой моноспектакль привезут из Deutsches Theater — эксцентричные «Записки сумасшедшего» по одноименной повести Гоголя в исполнении актера Самуэля Финци. Испанцы представят на сцене РАМТа «Магический лабиринт» — постановку по циклу романов Макса Ауба о Гражданской войне и тех трагедиях человеческих судеб, которые разворачиваются на ее фоне. Если принять во внимание то, что творится сейчас в Испании, то подобное историческое осмысление кажется крайне злободневным.
Фестиваль NET (Новый Европейский Театр)
8 ноября — 20 декабря
Уже 19 лет NET верен своему названию и привозит в Москву примеры ультрасовременного европейского театра, делая это теперь еще и без государственной поддержки. Программа этого года поделена на две части: собственно европейская и российская. Хедлайнер первой — одновременно меланхоличный и смешной перформанс «Великий укротитель» Димитриса Папаиоанну, прогремевший этим летом на Авиньонском фестивале.
Кроме него стоит обратить внимание на спектакль португальского актера и драматурга Тьяго Родригеса «Наизусть», в котором автор предлагает десяти зрителям-добровольцам выйти на сцену и выучить незнакомое стихотворение. Так режиссер воплощает в реальность тезис Джорджа Стайнера о том, что текст жив до тех пор, пока существует в людских умах, и даже самые свирепые спецслужбы ничего не могут с этим сделать.
Среди российской программы самый интригующий эксперимент — видеоинсталляция Бориса Юхананова «Тающий апокалипсис», к работе над которой он привлек трех знаменитых европейских режиссеров: Ромео Кастеллуччи, Хайнера Геббельса и Теодороса Терзопулоса.
Российские художники Шифра Каждан, Леша Лобанов, Ксения Перетрухина восстановят в Боярских палатах свой «Музей инопланетного вторжения» — уникальный опыт театрального мокьюментари. Придя на спектакль, вы окажетесь в музее, посвященном историческому событию 1989 года — высадке пришельцев в маленькой деревушке в Томской области, увидите и очевидцев, и доказательства. Редкий случай в программе NETа — спектакль с пометкой «7+» — «Красная Шапочка», сделанная в формате инструментального театра: музыканты выступают одновременно и как драматические артисты, представляя всем известную сказку в неожиданной форме.
Фестиваль современной хореографии Context
Московская программа: 12-15 ноября
Фестиваль, курируемый примой всея Руси Дианой Вишневой, не стремится поразить широтой программы: в этом году в Москве предпочтение отдано всего четырем событиям, но каждое из них представляет значительную часть «территории» танца.
Гала-открытие 13 и 14 ноября представит работы европейских хореографов: за пуанты будет отвечать Уэйн МакГрегор и его технологичная классика «Far» и «Withness», за современный танец — миксующий восточные практики с западным менталитетом Сиди Ларби Шеркауи и его «I will fall for you». Завершит международную сценическую программу байопик «Нижинский» — балет Марко Гекке дает представление о пути великого танцовщика и размышляет о том, как связаны образ и реальная жизнь, творчество и сумасшествие.
Российская часть фестиваля представлена также в двух направлениях. Основную программу предваряет «Вечер молодых хореографов Context LAB» — ежегодная возможность для молодых постановщиков показаться наравне с мировыми звездами.
15 ноября Москва увидит триптих «Балеты Стравинского» — созданные по заказу пермского Дягилевского фестиваля версии «Поцелуя феи», «Жар-птицы» и «Петрушки». Загадочный и почти не имеющий постановочной истории «Поцелуй» достался классику-деконструктору Вячеславу Самодурову, а «Жар-птица» — пермскому хозяину Алексею Мирошниченко. Хитовый же «Петрушка» придуман петербуржцем Владимиром Варнавой как «театр в театре» — отдельным спектаклем в нем станет выход в заглавной партии самой Дианы Вишневой.