Семейное дело Сухово-Кобылина

Надо признаться, судьбе драматурга и талантливейшего человека, как и его творениям, выпала печальная доля. Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817–1903) – потомственный дворянин и аристократ был человеком разносторонних способностей. После изучения философии, естественных и точных наук в Московском университете продолжил образование за рубежом – в Берлине и Гейдельберге, познавая мировоззрение Гегеля, а позже переведя все его труды на русский язык (те, правда, сгорели во время пожара в родовой усадьбе). Фото: http://www.museum.ru/N67691 Из-под его руки вышла и знаменитая трилогия – “Свадьба Кречинского”, “Дело” и “Смерть Тарелкина”. Однако же, по злосчастному стечению обстоятельств драматург был вовлечён в дело об убийстве Луизы Симон-Деманш, в результате чего семь лет находился под следствием и судом, дважды подвергся аресту. Данный факт биографии не мог не сказаться и на биографии литературной. Лишь только первая пьеса была поставлена на театре немногим спустя её написания, обретя долгую жизнь на театральных сценах. Вторую же часть трилогии, пьесу “Дело” (1861), играли на сцене с 1882 года, в сокращенном варианте, позже и она стала театральной редкостью, а “Смерть Тарелкина” удостоилась постановки в 1899 году – через тридцать лет после создания, и современный театр вниманием её тоже не балует. Фото: http://www.museum.ru/N67691 Чтобы имя воистину интереснейшей личности окончательно не было предано забвению, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля и его отдел, Дом-музей А.П. Чехова, представили архивы семейства Сухово-Кобылиных. Личность драматурга совершенно не чужда музею, ибо именно в нём усилиями Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича – инициатора и первого директора Государственного Литературного музея – сплотилась семейная история рода Сухово-Кобылиных — Салиасов — Петрово-Соловово, переданная государству. Еще до создания Государственного литературного музея, в 1932–1933 годах, В. Д. Бонч-Бруевич заказывал материалы семейного архива сестры драматурга, Евгении Васильевны Салиас де Турнемир, находившиеся в швейцарском городе Раппельсвиль, входящем в кантон Санкт-Галлен. Ещё одна часть архива досталась музею от племянницы драматурга Марии Михайловны Петрово-Соловово, от дочери Александра Васильевича, Луизы де Фальтан. Многие материалы передал музею Лев Владимирович Горнунг, поэт, переводчик и фотохудожник (1902–1993), женатый на Анастасии Горнунг (урождённой А.В. Петрово-Соловово), внучатой племяннице драматурга и поэтессе. Фонды семейного архива продолжают поступать и до сегодняшнего дня – в 2016 году поступления пришли от Марины Арсеньевны Тарковской, душеприказчицы Льва Владимировича Горнунга (семейства тоже связаны – Андрей Тарковский был крестником Льва Горнунга). Фото: http://www.museum.ru/N67691 Сотрудникам музея ещё предстоит изучать семейный архив А.В. Сухово-Кобылина, а пока все посетители могут увидеть единственный портрет Александра Васильевича, написанный в 50-е годы XIX века (остальные были выполнены позже), уникальные дагерротипы, подлинную рукопись пьесы “Дело”, письма и, конечно, афиши спектакля “Смерть Тарелкина”, поставленном в 1922 году великими Всеволодом Мейерхольдом и Сергеем Эйзенштейном в Театре-ГИТИСа. Выставка “Картины прошедшего” продлится до 3 декабря 2017 года.

Семейное дело Сухово-Кобылина
© Ревизор.ru