Войти в почту

Как порт стал музеем

Скоро завершится реконструкция пермского речного вокзала. Выполнять прежние функции, принимая пассажиров речных трамвайчиков и теплоходов, он уже не будет. Накануне обретения нового статуса речного вокзала, «АиФ-Прикамье» вспоминает его историю.

Как порт стал музеем
© АиФ Пермь

Потребность в вокзале ощущалась ещё в начале ХХ века. Тем более что напротив – примером и вызовом - возвышалось здание железнодорожного вокзала Пермь I. Однако дальше придания судовладельцами более или менее респектабельного вида дебаркадерам, возведения павильонов-дощаников (на месте нынешнего причала № 7) и часовенки дело не сдвинулось.

Далеко не сразу раскачались и новые хозяева, пришедшие к власти в 1917-м. Только с созданием в 1931 году Камского речного пароходства (КРП) вопрос перевели в практическую плоскость.

Долгострой по-советски

Проект заказали архитектору Александру (Исааку) Гринбергу (1881-1938), детищами которого были такие замечательные здания, как университет в Йошкар-Оле, Новосибирский театр оперы и балета, Дом советов и главпочтамт в Горьком и многие другие. Было, правда, одно но: стиль конструктивизма, в котором творил Гринберг, сменялся сталинским ампиром. Проекты приходилось многократно переделывать. Так получилось и на этот раз. Вот откуда постоянные, растянувшиеся аж на восемь лет, задержки (1932-1940). Заканчивали проектирование здания уже после кончины Гринберга Лев Милега и Роман Гегардт. Кое-какие изменения – с целью удешевления - вносили и в ходе строительства. Поэтому налицо смешение стилей, эклектика, хотя в целом хорошо состыкованная.

Остро сказывался дефицит опытных кадров, техники, стройматериалов, особенно армированных железобетонных конструкций. Сдвигались сроки. Дважды увеличивали смету.

6 ноября 1940 года вокзал торжественно сдали в эксплуатацию. На тот момент отсутствовали ведущие к причалам лестницы, крыльцо, арочные входные сооружения западного фасада, лепные украшения. Недоделки устранялись ещё долго; кое от чего просто отказались. К примеру, вместо статуи Сталина ограничились его барельефом. Зато добавился высокий флагшток.

Труженик и воин

Как бы то ни было, наш речной вокзал по праву занял второе место после столичного Химкинского по архитектурным достоинствам, технической оснащённости, комфортабельности и нарядности.

По завершении навигации здание меняло профиль, становясь общественно-политическим, культурным, торгово-выставочным и сервисным объектом. Так, там проводились ярмарки товаров ширпотреба, произведённых предприятиями, кооперативами и кустарями-одиночками Прикамья, выставки, слёты, конференции, новогодние утренники и танцевальные вечера.

С началом Великой Отечественной войны всё резко изменилось. Значительная часть сотрудников, в том числе начальник вокзала Андрей Желнин, ушла на фронт. Между тем резко возрос пассажиропоток. Именно через речной вокзал прошла основная масса эвакуированных, раненых, грузов (включая произведения искусства, военно-техническую документацию и т. д.). В здании дополнительно разместились военная комендатура и эвакопункт с санпропускником и столовой.

Допуск в здание и к причалам ограничили. По периметру сколотили высокий дощатый забор. Построжел внутренний интерьер. Старожилы, в частности работница узла связи КРП Зинаида Клестова, вспоминают защитного цвета краску стен, призывающие к отпору врагу плакаты и транспаранты, наскоро сколоченные из досок лавки и столы, бачки с кипячёной водой, штабеля чемоданов, мешков, корзин, прочего багажа... «Уплотнили» гостиницу.

Будем объективны: наряду с героикой имели место и негативные проявления. Архивные документы свидетельствуют о случаях бездушного отношения к эвакуированным, кражах, бесхозяйственности. Помимо всего прочего этому способствовала и кадровая текучка. Так, за период с 1941 по 1945 год сменилось пять начальников вокзала.

Поэтому сразу после войны нарком речного флота Зосима Шашков отбивает в Наркомат обороны телеграмму: «Прошу о демобилизации и откомандировании капитана Желнина А тчк Я тчк».

Мирный и процветающий

Вторая половина 40-х – начало 50-х внешне прошли для вокзала без существенных перемен. Разве что стены где-то облицевали прессованной мраморной крошкой, а где-то просто раскрасили под серый с разводами мрамор. С фасада убрали сталинский барельеф.

Коренные изменения начались в 60-е. С отменой взимания платы за выход к судам встречающих-провожающих лиц снесли ограду. Появились новые билетные павильоны. Перенесли подальше грузовые терминалы. Благоустроили прилегающую территорию. Демонтировали котельную и трубу - вместо них появилась теплоцентраль.

В 1975 году решением Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов речной вокзал объявили памятником архитектуры регионального значения.

От безвременья к возрождению

К концу 80-х, как явствует из документа тех лет, имело место «моральное старение здания, некоторых его конструкций и функциональных пристроек, а также изношенность систем водопровода, канализации и отопления», необходимость их реконструкции. Проблемы ещё больше усугубились в лихие 90-е. Резко сократился, в том числе из-за разорения КРП, приток средств. Здание обветшало до крайности.

Косметические ремонты и размещение торговых рядов, а затем Музея современного искусства PERMM, прикрыв неприглядное состояние объекта, образно говоря, загнали болезнь вглубь, довели здание до «коматозного состояния».

Поучительно вспомнить щедрые, в духе Остапа Бендера, обещания экс-директора музея Марата Гельмана: «Миссия музея - создание нового культурного наследия, способного стать мировым достоянием. Аналогично деревянным богам, коллекция Пермского музея современного искусства должна стать бесценным символическим капиталом Перми»; «Музей станет «мотором», придающим новый импульс развитию города».

Общественность и СМИ забили тревогу. Официально объявленный аварийным, закрытый по требованию прокуратуры, вокзал продолжал поглощать средства - на консервацию и проект реконструкции.

Весной 2016 года требуемые суммы все же согласовали: 29,6 млн рублей - за проект, плюс 240 млн – генподрядчику за реконструкцию. Срок сдачи – четвёртый квартал 2017 года.

Вместо полностью или частично разобранных боковых секций возвели аналогичные, укрепили фундамент и стены, поменяли перекрытия, обустроили сети теплоснабжения и т. д. Постарались, насколько это возможно, воспроизвести идентичную стилю 40-50-х годов внутреннюю отделку.

Губернатор Прикамья Максим Решетников очертил перспективу: «После завершения ремонта речного вокзала здесь планируется открыть исторический парк «Россия - моя история». Он будет располагаться как на территории речного вокзала, так и в здании железнодорожного вокзала «Пермь I», которое сейчас ремонтируют на средства РЖД. Этот проект будет аналогичным историческому парку, открытому в Москве на ВДНХ».

Что ж, хочется верить, что вторая жизнь речного будет ещё более яркой.