Словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке
В рамках совместной программы Музея современного искусства «Гараж» и издательства «Ад Маргинем Пресс» был выпущен «Словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке», в котором содержится 36 новых терминов РЖЯ — все они посвящены, как ясно из названия, художественной практике XX–XXI века. Цель этой книги — не только облегчить процесс восприятия современного искусства людям с ограниченными возможностями, но и стать импульсом к дальнейшему развитию этого языка в нашей стране. С любезного разрешения издателя мы публикуем список из 10 базовых терминов современного искусства, переведенных на жестовый язык. Термин «акционизм» на русском жестовом языке АКЦИОНИЗМ Тип художественной практики, где произведением искусства становится акция — некое действие, осуществляемое художником и/или приглашенными участниками в присутствии зрителей в выставочном или другом публичном пространстве и сохраняющееся в виде фото-, кино- или видеодокументации. Восходящий к экстравагантным и провокационным выступлениям футуристов и дадаистов акционизм оформился в самостоятельный жанр искусства в начале 1960-х и соединил общее для искусства перформанса стремление к дематериализации искусства с критическим восприятием текущей общественно-политической ситуации. В частности в немецкоязычных странах фоном акционизма стала волна политических протестов против бывших нацистов, оставшихся у власти. Показателен пример венского акционизма, представители которого (Отто Мюль, Гюнтер Брус, Герман Нитч и Рудольф Шварцкоглер) в своих акциях использовали собственное тело, обнажая и подвергая его подчас шокирующим действиям (таким как членовредительство). Отголоски венского акционизма различимы в радикальных художественных жестах московского акционизма 1990-х, в особенности в акциях Олега Кулика, Александра Бренера, Олега Мавроматти; а также в некоторых недавних акциях Петра Павленского. Не столько самоистязание, сколько абсурдистская пародия стали выражением политического протеста в акциях Анатолия Осмоловского и движения «Э.Т.И.», а позднее — групп «Война» и Pussy Riot. С другой стороны, акционизм не обязательно подразумевает работу с телом в публичном пространстве и политическом контексте — примером чему служат акции группы «Коллективные действия», обращенные на исследование сознания и механизмов восприятия: они проводятся в узком кругу участников и зрителей и не рассчитаны на какой-либо медиауспех. Термин «неофициальное искусство» на русском жестовом языке НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Совокупность художественных практик 1950–1980-х, не вписывающихся в единственно разрешенный советской официальной культурой стиль социалистического реализма. Как пишет Екатерина Бобринская в книге «Чужие?», «это круг художников, исключенных из жизни советских художественных институций или по собственной воле удалившихся на периферию советской жизни. Или же (что было более всего распространено) ведущих двойную жизнь — официальную и неофициальную»[1]. Примеры такой «двойной жизни» — официальная работа таких художников, как Илья Кабаков и Виктор Пивоваров, в качестве иллюстраторов детских книг и их же непубличная практика концептуального искусства. Само понятие неофициального (нонконформистского, андерграундного, другого) искусства не предполагало какой-либо единой художественной или политической платформы, кроме радикального несовпадения в эстетическом и идеологическом плане с советским режимом, стремления к свободе и ориентации на художественный процесс за «железным занавесом». Начало неофициальному искусству положил круг Александра Арефьева в Ленинграде и круг так называемой Лианозовской группы в Москве, а отдельными направлениями наряду с московским концептуализмом стали соц-арт и некрореализм. Среди важных фигур неофициального искусства — Анатолий Зверев, Юрий Злотников, Евгений Михнов-Войтенко, Оскар Рабин и др. Переломными событиями в истории неофициального искусства стали выставка «30 лет МОСХ» в Манеже в 1962 году и так называемая Бульдозерная выставка 15 сентября 1974 года — первая спровоцировала конфликт, разделивший советское искусство на официально разрешенное и подпольное, вторая — за счет разгона ее экспозиции бульдозерами — вызвала громкий международный скандал, вынудив власть пойти на определенные уступки «другому» искусству. Термин «инсталляция» на русском жестовом языке ИНСТАЛЛЯЦИЯ Жанр современного искусства, основополагающим элементом которого является пространство. Основоположниками инсталляции (от англ. install — устанавливать, устраивать) — считаются Марсель Дюшан и сюрреалисты, однако широкое распространение инсталляции связано с 1960-ми годами, а утверждение понятия — с 1970-ми. Инсталляция может представлять собой пространственную композицию, созданную из готовых материалов и форм, но, в отличие от ассамбляжа, инсталляция воспринимается как целостное пространство, взаимодействующее с архитектурой и вовлекающее в себя самого зрителя. В жанре инсталляции возможно огромное разнообразие формальных, смысловых и пространственных решений: от перенесенного в выставочное пространство фрагмента повседневности, как в работе «Моя кровать» Трейси Эмин, до воображаемых музеев в «тотальных инсталляциях» Ильи Кабакова и инсценировок голосования среди посетителей в инсталляциях Ханса Хааке и Юрия Альберта. Зачастую инсталляция непосредственно связана с архитектурой выставочного пространства, спецификой места и контекста, в которых она экспонируется. Многие инсталляции, создаваемые художниками специально для конкретной площадки — музея, галереи или уличного пространства, — с трудом поддаются перемещению в другое место и музеефикации, как, например, гигантские инсталляции в Турбинном зале лондонской галереи Тейт Модерн или работа Ирины Кориной «Хвост виляет кометой» (2017) в Музее «Гараж». Термин «видеоарт» на русском жестовом языке ВИДЕОАРТ Направление в искусстве, возникшее на рубеже 1960–1970-х, для создания и просмотра которого используется различная видеоаппаратура. Появление видеоарта связывают с развитием и массовой доступностью видео- и звукозаписывающих устройств, начиная со знаменитой портативной камеры Sony Portapak. Предшественниками видеоарта можно считать киноавангард 1920-х годов, а также киноэксперименты Энди Уорхола и посетителей его мастерской, получившей название «Фабрика». Одним из пионеров видеоарта является американский художник корейского происхождения Нам Джун Пайк, чей первый выставочный проект — «Экспозиция музыкально-электронного телевидения» (1963) в галерее Parnass в Вуппертале — был создан из множества работающих телевизионных аппаратов, вещание которых искажалось под воздействием магнитов. По мнению исследователя Антонио Джеузы, первой российской видеоработой можно считать одноканальное видео Андрея Монастырского «Разговор с лампой (Я слышу звуки)», записанное Сабиной Хэнсген в 1985 году в Москве. Термин «куратор» на русском жестовом языке КУРАТОР Один из неотъемлемых фигурантов современного художественного процесса. Первоначально кураторами (от лат. curare — опекать, заботиться) называли музейных хранителей, ответственных за ту или иную коллекцию или отдел. Однако уже в 1920–1930-е благодаря работе таких музейных кураторов, как Виллем Сандберг из Городского музея Амстердама, произошел постепенный переход от понятия хранителя, работающего с коллекциями внутри музея и отвечающего за их целостность, к расширенному пониманию роли куратора — как автора, ответственного за весь процесс создания художественной выставки. Первым независимым куратором и основоположником современного понимания этой профессии стал Харальд Зееман — именно он утвердил понятие выставочной деятельности как авторской практики, в которой проявляет себя субъективное видение куратора. Его знаменитая выставка «Когда отношения становятся формой» (1969), показанная в Берне и Лондоне, смещала фокус с законченных произведений на их авторов и художественный процесс и напоминала мастерскую в процессе работы. Другой патриарх кураторства — Сет Cигелауб — реализовывал групповые выставки в формате книги и утверждал, что все его проекты рождены в диалоге с художниками. Многие произведения современного искусства своим появлением обязаны именно кураторам, и неудивительно, что сегодня куратор считается — потенциально — такой же творческой единицей, как и художник. Куратор не только придумывает концепцию и тему выставки, выбирает художников и обсуждает с ними способ показа их работ, но подчас и переосмысляет само понятие экспозиции, организуя ее в таких неожиданных местах, как гостиничный номер или мужская баня, или превращая выставку в дискуссию, кинотеатр, общежитие или школу. Однако помимо внутренней свободы куратором движет необходимость обеспечить баланс интересов — художника, институции и публики. Термин «перформанс» на русском жестовом языке ПЕРФОРМАНС Практика современного искусства, связанная с дематериализацией произведения искусства (от англ. perform — выступать, исполнять роль): на смену законченному и статичному произведению искусства приходит демонстрируемое на публике прямое действие, заранее спланированное художником. Хотя истоки перформанса лежат в выступлениях футуристов (в том числе, русских) и дадаистов, широкое распространение он получает лишь в 1960–1970-е — в деятельности движения «Флуксус», японской группы «Гутай», венских акционистов, а также в практике таких художников, как Кароли Шнееман, Вито Аккончи, Крис Бёрден, Марина Абрамович. Перформанс строится на экспериментальном осмыслении тела художника и типического зрительского опыта, предполагающего безопасную дистанцию от произведения. Появление перформанса связано с отрицанием модернистской иерархии, согласно которой художником может считаться только живописец, график или скульптор. Кроме того, искусство перформанса исторически обладало критическим и политическим характером — являясь актом неподчинения чужим правилам и призывая устанавливать собственные. Сегодня перформанс принимает самые разные формы и нередко обращается к критике различных реалий — социальных, политических, эстетических. В России перформанс в привычном понимании возник в контексте неофициального искусства и связан с именами Виталия Комара и Александра Меламида, Риммы и Валерия Герловиных, а также с практикой групп «Движение», «Коллективные действия», «Гнездо», SZ, «Мухоморы». Термин «феминистское искусство» на русском жестовом языке ФЕМИНИСТСКОЕ ИСКУССТВО Возникшее в 1970-е направление в современном искусстве, связанное с осмыслением актуальной феминистской повестки — борьбы за политическое, экономическое и общественное равноправие между полами. Охватывая самые разнообразные художественные практики, понятие феминистского искусства объединяет произведения, выражающие идеи феминизма и привлекающие внимание к социальной и политической роли женщины в обществе и в искусстве. Одной из ключевых для феминистского искусства публикаций стала статья Линды Нохлин «Почему не было великих художниц?» (1971), в которой обсуждалась сама постановка этого вопроса и давался комментарий к количественной диспропорции среди художников, мужчин и женщин, и видимому отсутствию последних в пантеоне великих. Статья вызвала бурную дискуссию вокруг специфики женского творчества и необходимости настаивать на ее наличии (или, наоборот, отсутствии) и повлияла на развитие движения за права женщин-художниц, ярким примером которого стала работа группы Guerrilla Girls — баннер «Должны ли женщины быть обнаженными, чтобы попасть в Музей Метрополитен?» (1989). На протяжении веков классической, а затем и десятилетий модернистской живописи женщины выступали в основном объектом, а не субъектом изображения — на картинах или в виде скульптур, созданных мужчинами и для удовольствия мужчин. Художницы-феминистки заявили об отказе изображать идеальное женское тело и продемонстрировали, каждая по-своему, что женщина может быть не только матерью, женой и кухаркой. Термин «объект» на русском жестовом языке ОБЪЕКТ Один из видов искусства, возникший в ХХ веке и пополнивший, наряду с инсталляцией и перформансом, репертуар традиционных жанров — живописи, графики и скульптуры. Пионером жанра стал Марсель Дюшан, выставлявший в качестве произведения искусства «готовые объекты» — реди-мейды. Первым среди них стало «Велосипедное колесо» (1913), прикрученное к табуретке, за ним последовала «Сушилка для бутылок» (1914), никак не измененная художником, а самым известным стал «Фонтан» (1917) — перевернутый и подписанный чужим именем писсуар. Перемещение обычного бытового предмета в художественный контекст, по мысли Дюшана, позволяло обнаружить в нем новые смыслы и вместе с тем радикально меняло представление о работе художника, природе творчества и определении самого искусства. Позднее, называя свои произведения объектами, художники-минималисты подчеркивали нетворческий и скорее механический способ их производства, стоящую за ними промышленную эстетику и отказ от модернистского пафоса креативности. Впрочем, традиционный жанр скульптуры в искусстве ХХ века также пережил головокружительные метаморфозы, и сегодня скульптурой отнюдь не обязательно является целостное объемное произведение, вручную изготовленное художником из одного материала, поэтому границы между объектом и скульптурой оказываются весьма подвижны и субъективны. Термин «институция» на русском жестовом языке ИНСТИТУЦИЯ Этим термином, являющимся по сути калькой с английского (от лат. institutio — образ действий, устройство, наставление), обозначаются учреждения, функционирующие в сфере культуры и искусства. Для современного искусства принципиально наличие таких институций, как музеи, галереи, выставочные залы, художественные школы, творческие вузы, фонды, резиденции, премии, фестивали, специализированные печатные издания и онлайн-ресурсы. Эти институции могут быть государственными, общественными или частными, коммерческими или некоммерческими, благотворительными, самоорганизованными и т. д. Однако в совокупности действующие в сфере современного искусства институции формируют так называемую институциональную сцену (или систему) того или иного города, региона или страны. При этом ее количественная полнота, качественное разнообразие и эффективные внутренние связи существенно сказываются на благополучном развитии собственно искусства и поддержке художников. На Западе институциональная теория искусства была разработана такими авторами, как Артур Данто, Джордж Дики, Пьер Бурдьё и Никлас Луман. Вместе с тем в современном искусстве существует целое направление, связанное с институциональной критикой — практикой художников, исследующих и критикующих механизмы функционирования институциональной системы и отдельных институций. Родоначальником современной институциональной критики является художник Ханс Хааке, а ее более отдаленными примерами можно считать объект «Фонтан» Марселя Дюшана и выставку «Павильон реализма» Гюстава Курбе. Термин «биеннале» на русском жестовом языке БИЕННАЛЕ Формат крупномасштабной групповой выставки, проходящей раз в два года (от лат. bis (дважды) + annuus (год)) и генетически связанной с международными выставками XIX века. Старейшей и по-прежнему самой влиятельной биеннале является основанная в 1895 году Венецианская биеннале, которая сегодня состоит из художественной выставки (по нечетным годам) и — с 1980 года — выставки архитектуры. Специфика Венецианской биеннале в ряду множества ее более молодых аналогов состоит в соединении двух форматов: национального представительства в павильонах, старейшие из которых располагаются в городских садах Джардини, и основного проекта — международной тематической выставки, подготовленной приглашенным куратором. Количество национальных представительств на Венецианской биеннале постоянно растет и в 2017 году составило 86 стран. Павильон России является одним из старейших — он построен в Джардини в 1914 году по проекту Алексея Щусева в неорусском стиле. Среди сотен биеннале, проходящих теперь во всех уголках мира, наиболее известны и авторитетны биеннале в Сан-Паулу, Стамбуле, Берлине и мигрирующая по разным странам Европы выставка «Манифеста». За последние 20 лет к биеннальному движению присоединились российские города — Красноярск, Москва, Екатеринбург. По аналогии с биеннале существуют регулярные выставочные проекты, которые проводятся раз в три (триеннале), четыре (квадриеннале) и более лет, среди них наиболее важным является выставка «Документа» в немецком городе Касселе, учрежденная в 1955 году и проходящая раз в пять лет. В оформлении материала использованы иллюстрации из книги «Словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке». М.: Ад Маргинем Пресс, Музей «Гараж», 2017 Примечания Бобринская Е. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. — М.: Ш. П. Бреус, 2012. — С. 14.