Войти в почту

Как построить первый в мире гаджет-ресторан, если вы журналист

Николай Турубар — это суперзвезда российской техножурналистики, медиаменеджер, создатель сайтов о технологиях Chezasite.com и ранее Nomobile.ru. Больше пятнадцати лет занимался журналистикой, а потом внезапно открыл в центре Москвы первый в мире гаджет-ресторан, где на огромном экране показывают новые презентации Apple, на каждом углу какие-то невероятные гаджеты, а меню — не бумажное, а на планшетах. Мы поговорили с Николаем о том, где найти деньги на собственный ресторан, если вы не сын миллиардера, как раскрутиться без рекламы и почему поставить в центр зала голографического Дарт Вейдера — это очень, очень плохая идея. Где найти деньги, проблемы с техникой, голографический Дарт Вейдер — Как журналисту открыть бар в центре Москвы? На гонорары со статей как-то не получается... Почему вы ушли из журналистики и как смогли открыть собственный ресторан? — Как обычно бывает в таких случаях, сошлось много факторов. Начну с того, что российская журналистика во многих проявлениях умерла, особенно если говорить про ее IT-сегмент: контент здесь все больше создается для рекламодателей, а не читателей. И деньги закончились, рынок встал. Скучно... К тому же все, что я хотел сделать в журналистике — уже сделал. При этом, как любой любитель вкусного Гиннеса, всегда хотел открыть свой бар. «Каждый журналист планирует написать книгу, а каждый мужчина мечтает построить кабак». У меня эта идея возникла лет шесть назад, захотелось открыть место для своих. Как это было? Я смотрел презентацию Apple с еще живым тогда Стивом Джобсом (для техножурналиста презентация Apple — это как для кинокритика Оскар, он должен ее смотреть обязательно). А как техножурналисты тогда смотрели лайвы Apple? Вечером, практически ночью по московскому времени, когда все уже ушли, а ты сидишь на работе и пялишься в маленький экранчик ноутбука. И я подумал — насколько было бы круто прийти в нормальное место, посмотреть презентацию на большом экране под пиво, ну как футбол смотрят. И одновременно с этим пообщаться с людьми, которые тоже интересуются технологиями. Помню, начал тогда гуглить, есть ли вообще подобные заведения в Москве, и оказалось, что нет. Причем не только в Москве, но и во всей России и, как позже выяснилось, даже в мире таких пространств не было. На следующее утро набросал презентацию того как это могло выглядеть. В общем, именно так я и придумал технопаб. Но по рынку с презентацией специально не ходил, партнеров не искал, никому не предлагал идею. Просто поделился с друзьями и коллегами, все вместе поудивлялись как так, ниша пустая, а никто ей не занимается. Ну и на несколько лет я забыл об этой идее, отложил в долгий ящик. Дальше все получилось само: три года назад на выставке в Берлине мы общались с Глебом Мишиным, тогда он возглавлял Lenovo в России и СНГ, вскользь поделился с ним идеей в одном из берлинских пабов. Спустя какое-то время в Москве мы еще раз встретились, и он сообщил, что хочет вписаться. Сразу скажу, что изначально я придумывал именно технопаб, хотелось открыть небольшой кабачок на удалении от центра, недорогой и для своих, и именно Глеб предложил все делать гораздо масштабнее. Он со своим стратегическим мышлением вывел концепцию на иной уровень, сказал, что это должна быть сеть, франшиза, и первое заведение нужно открывать не на отшибе, а в центре, в проходном месте. Так первый ресторан Gadget Studio открылся на Тверской. — Сколько ресторанов будет во франшизе? — Планируется четыре, мы сейчас выбираем города. В Москве будет либо один, либо два ресторана, остальные где-то еще. Главные возможные города — это Питер, Сочи, Казань и Алматы. Были запросы из заграницы — Абу-Даби, Барселоны, Амстердама и Праги. Но экспансию пока приостановили: еще не откатали все технологии, и чтобы двигаться дальше, надо быть полностью удовлетворенным первым заведением, а работы тут еще очень много, сам понимаю что еще все сыро, да и в плане технологий я пока не реализовал даже треть того, что планировал. — Кто ваша целевая аудитория? Гики? Хипстеры? Как сделать так, чтобы девочка пришла, заказала салат, и ей было комфортно? — Подход к аудитории трансформировался после открытия, Gadget Studio — это не ресторан про IT, а технологичный ресторан, уловите разницу. Понятно, что гикам у нас комфортно, но технологии не должны отпугивать тех, кто не разбирается в них. Условно говоря, в ресторан может прийти девушка, далекая от технологий, выпить кофе, заказать салат... ей должно быть уютно, это уже вопрос атмосферы. Для большинства Gadget Studio — это ресторан с техноантуражем, а те, кто в теме — видят больше, вот и все. — К вопросу о технологичности. На вашем сайте написано, что меню приносят на планшетах, но сейчас на столе обычное бумажное меню, где планшеты-то? — Они есть, их приносят по запросу. Это как раз к вопросу о том, что не все технофишки еще запущены. Как только сталкиваешься с инфосистемами, а у нас тут их несколько, начинаются заморочки как их всех «поженить», как сделать так чтобы все работало как мы хотим, как добиться правильного взаимодействия от разных подрядчиков... Это постоянный поиск компромиссов, и я, честно говоря, не ожидал, что столкнусь с таким большим количеством технических нюансов. Расскажу на примере нашей главной, скажем так, боли. Изначально я хотел сделать для каждого гостя личный кабинет, самообучаемую систему, которая «помнит», что любит человек, ну то есть на основе истории заказов формируется некий профиль, завязанный на предпочтениях. При этом гость попадает в кабинет, просто взяв планшет в руки и посмотрев в его фронтальную камеру — это система распознавания лиц, которая была успешно разработана задолго до открытия ресторана. Человек берет планшет в руки, система его узнает, предлагает варианты блюд, и дальше выводит в меню. Здесь в одной системе сразу три связки: распознавание лиц, самообучаемый профиль и непосредственно меню, связанное с внутренней CRM, это грубо говоря, когда кухня знает что заказал посетитель. Получается, что это три разные разработки, от трех разных подрядчиков, которые должны жить на одном планшете. Но живут они так себе: например, система электронного меню «не дружит» ни с одной другой, она просто не дает из себя выйти. Это «коробочный» продукт, из которого нельзя выйти и переключиться на другое приложение, например, вернуться в личный кабинет. Разработка закрытая, кодом не делятся, разработана за границей, и мы даже связывались с американцами, чтобы они дали нам возможность «поженить» меню с нашими инфосистемами, но воз и ныне там. Распознавание лиц и личный кабинет — это уже наши собственные разработки, их делали изначально под нас, и мне казалось, что ну уж электронное меню можно взять готовое, с рынка, хотя бы в целях экономии бюджета, потому что кастомные решения всегда дорогие. Это уже сейчас я понимаю, что надо было изначально писать собственное меню, а не покупать коробочный продукт, но в начале работы я такого даже представить не мог, в итоге это нас задержало на полгода, и мы начали писать собственное электронное меню. В общем, планшеты есть, системы работают, но независимо друг от друга: то есть, на одном планшете распознавалка с личным профилем, на другом — электронное меню, но это же бред, не приносить же гостю два планшета! Сейчас мы предлагаем меню на планшетах, потому что это все же важнее в ресторане, и разрабатываем свой собственный продукт. — Звучит печально. А еще какие-нибудь проблемы с технологиями были? — Еще несколько технологий, которые я планировал запустить, работают не так, как я предполагал. Например, вон там, в центре зала, видны два треугольника — под экранами и внизу. На этом месте должен был танцевать виртуальный голографический Дарт Вейдер, как девушки в барах танцуют. Но оказалось, что ту голограмму, что я видел на демо, можно смотреть только с одного ракурса, с того самого которого мне показывали, при дневной освещенности это вообще ужас, а сама конструкция очень большая и дорогая. Это классика «реальность vs ожидание». Так что пока мы без Дарта Вейдера. — Что еще не прижилось? — Была клевая тема — робот-бармен. Звучит прекрасно, да? Бармен, который всегда точно смешает напитки, в классической пропорции, ну разве не красота? Нет, не красота: в реальности это уродливый гигантский принтер, к которому вместо картриджей подключены бутылки, ассортимент напитков ограниченный и делает он это все очень долго. Громоздкий, страшный, не привлекает гостей, а отпугивает. Другая боль: очки виртуальной реальности. Я хотел сделать виртуальный дартс, чтобы люди кидали виртуальные дротики в воздух, но эта история не выдержала столкновения с ресторанной реальностью. У нас же люди пьют алкоголь. Меня-то и трезвого тошнит после двадцати минут виртуальной реальности, а когда человек выпил... ну зачем нам блевотина по углам? Мы сделали тестовую комнату в нашем кинозале-лектории, неделю тестировали очки, перепробовали несколько игр, но пока VR/AR-технологии не дошли до такого уровня, чтобы это было удобно. Настройка, подключение, тюнинг, провода эти бесконечные... Больше заморочек вокруг самой игры, чем игра. Детям, конечно, нравилось это все, но взрослые быстро охладевали. Вообще, это все временные трудности, у нас тут много разных технофишек запущено и их будет больше с каждым днем. Я постоянно тестирую новые устройства, ищу кейсы которые было бы уместно применить в ресторане, катаюсь по интеграторам и шоурумам, это большая часть моей работы. Несколько интересных вау-технологий появится до конца года. — Все-таки будет голограмма? — Да, я нашел интересный и очень необычный кейс, это не совсем голограмма, сколько... впрочем, скоро увидите сами. С этой конструкцией тоже все непросто: ее нам уже почти привезли, но грузчики уронили и сломали, а вторая застряла на таможне. Вроде вот-вот должна доехать. — У вас в меню много смешных названий блюд — «Малиновый пиксель», «Матрица», «Микрочип». Кто эти названия придумывает? — У нас есть группа в Facebook, где идет постоянный диалог с аудиторией, из группы много удачных решений пришло. Например, у нас на туалетах есть указатель «свободно — занято», как в самолетах, эту идею как раз в группе предложили. В общем-то, даже само название Gadget Studio определилось в этой группе. Идея гаджет-меню тоже появилась в группе, технологичные названия дали десертам и коктейлям. Но еда из основного меню называется привычно, чтобы гости не ломали голову каждый раз, не зная, что им принесут. Реклама, ивенты и деньги. Почему не пускать в ресторан людей — это выгодно — Давайте теперь к рекламе перейдем. Как вы рекламируетесь? — Пока что реклама — это, в основном, я один. Из-за того что я техножурналист с приличной аудиторией и большой активностью в соцсетях, все технобренды так или иначе знают про это место. У нас, например, Google анонсировал свой сервис Android Pay и мы стали первым рестораном, подключенным к этому сервису. Очень ажиотажным случился ивент с Виталиком Бутериным — основателем Ethereum, мне даже пришлось его заводить и выводить «огородами», через черный ход. С тех пор, кстати, Gadget Studio стал местом сбора блокчейн-индустрии, что для меня стало несколько неожиданно. — Компании платят ресторану? — Конечно, платят, это самая доходная часть у нас сейчас. Мы пока больше как ивент-пространство работаем. — Выходит, посетители меньше денег приносят? — Пока да. Но когда много ивентов, гостям это не очень нравится. Люди приходят с улицы, дергают дверь, а там табличка «Закрыто на мероприятие». Раз человек пришел, два, и в третий раз уже не придет. — А что вы будете с этим делать? Лимит вводить? Не больше, условно, двух мероприятий в неделю? — Пока ничего. Хотя вообще у нас просчитана бизнес-модель, при которой мы работаем только как ивент-площадка, для гостей не открываемся. Так получается даже прибыльнее, но это совсем не то, о чем я мечтал, хочется чтобы ресторан был для всех. — Когда вы придумывали ресторан, планировали вообще проводить мероприятия? — Да, разумеется, это был один из ключевых моментов в бизнес-модели, мы же еще на этапе строительства много общались с ивент-агентствами, выясняли их требования, пытались учесть все пожелания изначально. — А какие бренды ивенты проводят? Только технологические или любые? — Пока 80% — это компании из IT-индустрии, но постепенно приходят автобренды, банки... У нас нет ограничений, с технической точки зрения все устроено так, чтобы любым компаниям было удобно проводить мероприятия. Например, есть такая технология: клиенту дают планшет, он выбирает фирменный цвет, и все сразу в этот цвет окрашивается, у нас семь разных зон подсветки. Масса экранов, на которые можно выводить логотипы и фотографии из соцсетей по хэштегам. На мероприятиях даже часто брендволы не ставят — они тут просто не нужны. — Внутренней конкуренции не бывает? Часто какой-нибудь «Самсунг» отказывается приходить из-за того, что неделей раньше у вас уже «Эппл» выступил? — Было пару раз такое, да. Как-то случилось, что на одной неделе сразу три бренда отказали, потому что у нас, как это, «избитая» площадка («У вас уже все на свете презентации сделали, мы к вам не пойдем»). Хотя мы только открылись, как мы можем быть избитой площадкой? Наверное, другие причины были, вот и отменили. Но такое нечасто говорят. — Есть бренды, с которыми вы постоянно сотрудничаете? — Есть. Во-первых, у нас 14 технических партнеров, которые нам помогли оборудовать ресторан. Некоторые из них платят, чтобы с нами сотрудничать, но, в основном, они просто вносят свое оборудование. Для них Gadget Studio — это в первую очередь демонстрация технологий, нечто вроде шоурума в центре Москвы. — Для технобрендов спонсировать Gadget Studio — это реклама. А сам ресторан как рекламируется? Вы сказали, что пиар — это вы сами, но невозможно же на все время выезжать на личной известности? — Поскольку я придумал эту историю то, разумеется, рассказал всем кого знал, и в первое время я отрабатываю те бренды, с которыми хорошо знаком, монетизирую свои связи. Сначала это кажется очень круто: написал пост в фейсбуке, и у тебя целый ресторан посетителей! Но прекрасно понимаю, что это не вечная история, и мы активно работаем по другим направлениям: локальный маркетинг по близлежащим заведениям, отдельно отрабатываем бизнес-ланчи, делаем выкладки брошюр в гостиницах, раздаем листовки и визитки. Продвижением в интернете еще толком не занимались: никак не можем найти подрядчика, который нас устроит, но скоро и эту тему заустим. — А что именно в интернете? Блогеры? Реклама в соцсетях? — В фейсбуке реклама будет, да. А из работы с людьми я хочу запустить рубрику «История за 5 минут», в которой буду брать интервью у разных знаменитостей. У всех же есть безумные истории из жизни, вот я буду привлекать самых крутых наших гостей, чтобы они приходили в ресторан и рассказывали такие случаи. Я буду упаковывать это в медийный продукт и отдельно продвигать. Лекторий, коворкинг и «А вы точно про гаджеты?» — Вы сказали, что при развитии ресторана победила не технологичность, а такая лайт-технологичность, чтобы не только гикам было хорошо, но и девочке с салатом «Цезарь». Не получается, что это убило основную концепцию? Как понять, что вы про технологии, не в день презентации «Эппл»? Ресторан и ресторан... — Технологий здесь огромное количество: какие-то видны сразу (работающий 3D-принтер, выставка гаджетов, инфопанель, экраны), какие-то видишь позже (беспроводные зарядки на столах, очень быстрый Интернет, возможность оставлять чаевые безналом), но мне не хотелось напичкать все технологиями так, чтобы было ощущение, что пришел в магазин электроники. У нас даже экраны расположены под небольшим углом, ненавязчиво. Даже хорошо, что не все видно сразу, гость потихоньку «проникается» этим, с каждым разом находя что-то новое. Здесь очень важно было соблюсти баланс, создать атмосферу в технологичности, нужен был правильный микс. Потому что хайтек в архитектуре и интерьерах — это стекло, бетон, металл, экраны, это все мертвое, неживое... Мы насколько могли к хайтеку добавили теплого, дышащего! Деревянные балки оставили, кирпичную кладку, зелень везде поставили. Чтобы было теплое и холодное, природа и технологии, цифровое и аналоговое. У нас ведь не декорации к футуристическому фильму, а ресторан, куда люди приходят надолго, им должно быть комфортно, хорошо. Кстати, у нас еще можно сделать косметический ремонт гаджета в ресторане, например, заменить экран. Люди часто ходят с кокнутым телефоном, просто потому, что не знают, где чинить, куда нести или не находят на это время. А такие операции, как замена экрана у популярных марок, они достаточно просто делаются. У нас ты пришел, ешь суп, а тебе за это время стекло в айфоне поменяли! — Зачем нужны коворкинг и лекторий? Они приносят деньги? — Аналогов нашему хайтек-лекторию-кинозалу нет: в центре огромный сенсорный стодюймовый монитор Prestigio Multiboard, у которого есть функция передачи и приема данных с ноутбуков без проводов. В лектории проходят обучающие семинары, фестивали мобильного кино, хотя признаться, он сейчас больше используется как развлекательная, а не обучающая площадка. На большом экране показываем футбол и другие спортивные события, есть «виносеансы», когда гости смотрят старые фильмы под вино. Во время свежего сезона «Игры престолов» каждый понедельник новую серию показывали. — А коворкинг? — А вот от его идеи мы быстро отказались: он здесь не нужен, такой крошечный, хоть и в центре Москвы. Гости с тем же успехом могут просто наверх в ресторан подняться, заказать еды и точно так же поработать. Так что мы пока его переформатировали в кальян-лаунж, на который было много запросов. — Самый главный вопрос: ресторан уже окупился? — Нет, конечно. Для окупаемости года четыре нужно, в ресторан вложено около 70 миллионов рублей, это долго окупается. Пока выходим в операционный ноль, а до возврата инвестиций еще далеко. — Спасибо, Николай.