Захаров: «Серебренников захотел быть и директором, и худруком. Это в наше время чревато»
СК допросит чиновников Министерства культуры в рамках дела Серебренникова. Об этом во вторник в Басманном суде Москвы сообщил следователь. Во время этого заседания стали известны новые подробности дела «Седьмой студии». Сам Кирилл Серебренников рассказал, что за ним последние несколько лет следили и прослушивали. А следствие, в свою очередь, сообщило, что режиссер знал о махинациях в «Седьмой студии», и это его устраивало. Правда, неизвестно, ставил ли он свою подпись на документах. Является ли это свидетельством преступного умысла? По словам Кирилла Серебренникова, он знал, что за ним несколько лет следили, и даже адвокаты в ресторанах сообщали режиссеру, что под столом у него микрофон. Друзья советовали ему уехать и не возвращаться в Россию, но он отказался. Следователи на суде сообщили, что Серебренников знал и о другом. О том, что в основанной им «Седьмой студии» были финансовые махинации, черная касса, обналичивание. И это, как заявило следствие со ссылкой на свидетеля, устраивало режиссера. Можно ли считать это основанием для обвинения Серебренникова? С юридической точки зрения — да. Он был не просто художественным руководителем проекта. «Седьмая студия», которая получила бюджетные деньги, была оформлена на него. Об ошибках Серебренникова говорит художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров. Марк Захаров режиссер, художественный руководитель театра «Ленком» «Он захотел быть и директором, и художественным руководителем. Это в наше время все-таки чревато. Я думаю, что театр усложнился настолько, что должна быть какая-то группа управленцев, куда и входит человек, который сейчас называется чаще всего директором или продюсером. У меня по-прежнему остается симпатия к этому режиссеру». С другой стороны мало ли кто что знает. Все-таки Кирилл Серебренников — режиссер, а не бизнесмен, и образование у него тоже соответствующее. И спектакль «Сон в летнюю ночь», в существование которого не поверили следователи, был поставлен. Что же касается финансовых следов преступления, то, как заявил свидетель по делу, все документы студии были уничтожены еще три года назад. Неизвестно, была ли на них подпись Кирилла Серебренникова. Об этом следователь ничего не говорил. Впрочем, есть такое понятие — «контролирующее лицо». И если будет доказано, что мошенничество было в его интересах, то наличие или отсутствие подписи Серебренникова не так важно. Михаил Александров партнер Адвокатского бюро «А2» «Свидетельские показания, которые они собрали, указывают, что де-факто распоряжался такой-то человек. Отдавал распоряжения, говорил, куда платить и прочее, и прочее. Как правило, этого достаточно для того, чтобы выдвигались обвинения против такого контролирующего лица. Наличие или отсутствие подписей непосредственно на документе имеет определенную доказательную силу, но это не является ключевым фактором». Наверное, всем участникам было бы легче, если бы Минкульт изначально финансировал «Седьмую студию» по грантовой системе. По ней московские власти сейчас начинают работать с театрами. Принципиальная разница в том, что грант предполагает только одно условие: спектакль должен быть поставлен. Власти полностью доверяют творцам: вот деньги, тратьте их по своему усмотрению, а субсидии, которые получала организация Серебренникова, — это госзаказ. Такая система не учитывает, что декорации могут покупать на рынке, потому что так понадобилось режиссеру, а там только наличные, за которые театр потом не сможет отчитаться. Не придется объяснять, и почему кому-то заплатили слишком большой гонорар. В случае же с Серебренниковым спектакль подобен дороге: вот подотчетные деньги, постройте два километра, да смотрите не потеряйте по пути щебенку, а то придут следователи.