500 шедевров. Что увидеть на выставке императорского фарфора в Казани? 

500 шедевров. Что увидеть на выставке императорского фарфора в Казани?
Фото: АиФ Казань
Выставка «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга» открылась в Центре Эрмитаж-Казань, она будет работать до 20 мая 2018 года. Представлено более 500 шедевров XVIII-XXI веков, изготовленных мастерами первого в России фарфорового завода из собрания и АО «Императорский фарфоровый завод».
Директор Государственного Эрмитажа провёл экскурсию по пяти залам экспозиции для собравшейся на церемонию открытия многочисленной публики. Среди первых слушателей были Государственный Советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, министр культуры РТ , генеральный директор музея-заповедника «Казанский кремль» .
Фарфор — волшебный материал, подчеркнул Михаил Пиотровский. Родившись на Востоке, фарфор пришёл в Россию через Запад, став символом российского искусства. Символично и то, что изделия из этого хрупкого материала, несмотря на революции и другие трагические обстоятельства в жизни страны, остались целы и невредимы. В 2017 году Эрмитаж провёл ряд фарфоровых выставок, возродив при этом давнюю традицию «Подношение к Рождеству». В Казани же петербургский фарфор выставляется впервые.
При этом историческая коллекция Эрмитажа органично объединена с авторскими произведениями. Экспозиция наглядно демонстрирует как творимые старинными мастерами чудеса (предметы, созданные по заказам царского Дома Романовых), утончённо переплетаются с изобретательностью современных творцов. Связь поколений не прерывается, и это убедительно доказывают подборки изделий ХХ-XXI веков. Они восхищают и уровнем профессионализма, и высокого вкуса. А некоторые создавались ещё и с хорошей долей иронии. Так, серия тарелок «Лучшие люди нашего города» (2004, роспись О. А. Флоренской) представляет немного карикатурных, и оттого тёплых, сердечных Александра Пушкина», , , художников и , и — вишенкой на торте — ! Не без юмора оказались составители экспозиции!
Стоит присмотреться к весёлым кружкам серии «Агитационный фарфор. Реклама вечных ценностей» (2004, роспись А. О. Флоренского). Среди вечных ценностей, например, выбраны «музей Арктики», «рыба корюшка», «саранча», «настоящая египетская мумия», «скелет кита», «белые ночи», лейка, как «Постоянный источник культуры и отдыха», «Пушкин-Гумилёв-Олейников» и даже слоган «В Петербурге всё есть».
«Татарская изюминка» экспозиции — очаровательные фарфоровые скульптурки «Казанская татарка» и «Казанский татарин», созданные А. А. Даниловым и расписанные О. М. Грушиной в 2016 году. Фигурки представлены из анонимной «корпоративной коллекции». Иными словами, частный заказ — тренд наших дней. По словам куратора выставки и заведующей музеем при заводе (в этом филиале Эрмитажа хранятся 2500 раритетов) Анны Ивановой сейчас нередки эксклюзивные заказы копий императорских ваз, сервизов, предметов быта.
О том, как родилась идея выставки и как обеспечивают сохранность предметов, читайте в интервью Зили Валеевой.
Видео дня. Страны, которым предрекли скорое исчезновение
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео