Романтическая премьера с кровавыми подробностями. МГТ экспериментирует с детективом
Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова любит эксперименты. Здесь уже играли пластический спектакль (“Калигула”), музыкальный (“Высоцкий. Рождение легенды”), ставили и фантасмагорию (“Сон разума”). Пришло время для новых открытий, посчитал художественный руководитель театра. И вот главной премьерой юбилейного сезона объявлен детектив. И не просто детектив, а герметичный детектив об известном, кажется, всем Эрасте Фандорине. В основе постановки заявлен роман “Левиафан” – третья книга из знаменитой серии “Новый детектив”. Но одним произведением художественный руководитель постановки Сергей Безруков и режиссер-постановщик Татьяна Вдовиченко ограничиться не могли. В спектакле “Приключения Фандорина” невооруженным глазом видны намеки на первую книгу из вышеупомянутого цикла – “Азазель”, выпущенную еще в 1998 году. Ведь каждая следующая история Акунина – это продолжение предыдущей, и “борьба со злом, начавшаяся в “Азазеле”, для Фандорина продолжается” и в этом произведении. “Трагедия, которая произошла с героем в конце той истории, гибель его невесты, — это тот самый отпечаток, с которым он живет потом долгие годы” (из комментария Сергея Безрукова). Фото: Ксения Угольникова Кажется, с выбором произведения МГТ в этот раз попал не только в точку, но и новостную повестку. Совсем недавно, 8 октября, Борис Акунин сделал важное заявление: он закончил последнюю, 16-ю книгу своего знаменитого цикла, которую обещает опубликовать “в годовщину публикации первой фандоринской книжки”, 8 февраля 2018 года (из официального заявления Акунина в соц. сети). Так что теперь романы и повести из его серии, как и экранизации, спектакли по ним – часть истории. Именно “Новый детектив” принес Акунину всенародную любовь и признание. Произведения о Фандорине переведены на 30 иностранных языков. В России за истории об Эрасте Фандорине брались всего три театральных режиссера: Алексей Бородин (“Эраст Фандорин”, 2002 г., “Инь и Ян. Черная версия”, 2006 г., “Инь и Ян. Белая версия”, 2006 г. – РАМТ), Андрей Ярлыков (“Инь и Ян. Черная версия”, “Инь и ЯН. Белая Версия”, 2008 г. – Нижегородский театр “Комедiя”) и та самая Татьяна Вдовиченко (“Левиафан”, 2010 г. (с 2012 г. спектакль называется “Приключения Фандорина”) – творческое объединение “Восемь в кубе”). Возможно, теперь произведения с Фандориным в главной роли будут экранизировать и ставить чаще. Фото: Ксения Угольникова Вернемся к новой постановке Татьяны Вдовиченко в МГТ и начнем с определения. Герметичный детектив, в жанре которого построен роман “Левиафан” и, конечно, спектакль “Приключения Фандорина” Вдовиченко – это детектив, в котором все персонажи оказываются запертыми в одном помещении. Согласно сюжету Акунина (а на сцене почти все действие развивается по его роману), комиссар полиции Гюстав Гош (Леонид Громов) хитростью собрал всех подозреваемых в страшном убийстве в одном зале. Таким образом, получается, что виновный находится среди людей, пытающихся расследовать весьма кровавое дело. Врач месье Труффо (Борис Хвощнянский), его жена (Виктория Скицкая / Елена Хабарова), беременная девушка Рената Клебер (Анна Снаткина / Зоя Бербер / Валерия Минина), блондинка с темным прошлым Кларисса Стамп (Наталья Жидкова / Екатерина Мельник), японец Гинтаро Аоно (Азамат Нигманов / Андрей Чанцев), помощник капитана Шарль Ренье (Максим Амельченко / Михаил Инчин), ученый Энтони Свичайлд (Андрей Мисилин / Олег Курлов) и сам Эраст Фандорин (Александр Соколовский / Антон Солоков). Все они находятся на корабле “Левиафан” (капитан Джосайя Клифф – Сергей Сафронов / Николай Басканчин) и не могут сойти на берег и разойтись по каютам, пока ведется расследование. Фото: Культура.рф Конечно, зритель сразу понимает, что Фандорин ни в чем не виноват, но касательно остальных персонажей каждый начинает строить свои догадки. Спектакль построен так, что даже читавшие роман Акунина сомневаются в развязке. У каждого героя свой характер и своя история (о них рассказывается в первом действии), свои страхи и причины быть подозреваемым в убийстве (а этому посвящено второе действие). Как и принято в детективе, сначала время течет медленно, а затем все стремительно ускоряется. И вот уже один за другим слышны то выстрелы, то крики, после которых рождаются новые загадки. Несмотря на разницу в скорости, спектакль не смотрится затянуто, за каждым характером интересно наблюдать. На протяжении всего спектакля периодически на сцене появляется призрак невесты – той самой любви Фандорина из первой книги “Азазель” (девушку-призрака играют Светлана Яремчук / Мария Ефремова). Она служит то предвестником нового убийства, то, наоборот, лучом надежды. Также этот призрак – символ истинной любви, ведь спустя столько времени Эраст не может ее отпустить и забыть. Фото: Geometria.ru Стоит отметить правдоподобное оформление постановки. Нос корабля со штурвалом качаются при шторме, невеста действительно смотрится призраком, Фандорин катается на старинном велосипеде с колесами разного размера (на нем он выезжает и на поклон)… Отдельное восхищение костюмами (Ирина Зайцева): словно только что куплены в старинных и самых модных бутиках.