"Поющие струны души" в театре "Ромэн"

Первые цыганские хоры начали создаваться в разных городах России в конце XVIII – начале XIX века. К середине XIX право организация зрелищных мероприятий стало монополией императорских театров, а цыганские хоры можно было услышать только в ресторанах и трактирах. Кто не знает легендарного "Яра"! Там бывали Фёдор Шаляпин, Максим Горький, Антон Чехов и Александр Куприн, Савва Морозов, Фёдор Плевако, Константин Бальмонт и Леонид Андреев…, а в 1931 году создаётся сначала индо-роменская театральная студия, а потом и цыганский театр. "Ромэн" стал единственным в мире репертуарным цыганским театром. История его создания и становления ярко и красочно представлена в музыкально-драматическом спектакле ""Поющие струны души" режиссёра Николая Сергиенко. С 1937 по 1941 театром "Ромэн" руководил Михаил Яншин, который являлся также актером МХАТа.Школа МХАТа привнесла в новый театр актерское мастерство, вкус, а репертуар обогатился произведениями мировой классической литературы. Яншин обогатил театр классическим репертуаром, поставив спектакли по прозе и поэзии Федерико Гарсии Лорки, Максима Горького, Карло Гольдони и, конечно, Александра Пушкина. Примой театра, красавицей и плясуньей долгое время была знаменитая Ляля Чёрная (настоящее имя - Надежда Сергеевна Киселёва-Хмелёва). Её пляски отличались богатством ритмов, музыкальностью и пластичностью. Фантастическая красота этой женщины, её талант покорили сердце обоих актёров: Ляля Чёрная стала супругой сначала Михаила Яншина, потом Николая Хмелёва, роль которого исполнил сам режиссер театра Николай Сергиенко Хмелёв был её кумиром, любимым мужчиной, но, увы, семейное счастье до поры до времени было невозможным – актёр был женат. А достоинство было в крови Ляли – дочери московского дворянина Сергея Алексеевича Киселёва и цыганки Марии Георгиевны Поляковой. В суровые дни войны Ляля, находясь в эвакуации, всё же расходится с Михаилом Яншиным и выходит замуж за Николая Хмелёва. Через год у супругов рождается сын, а Михаил Яншин становится его крестным отцом. Да, жизнь часто жестока и несправедлива – добрые друзья становятся соперниками, но не врагами. Есть особая порода людей, умеющая сохранять собственное достоинство и уважение к другим в любых ситуациях. Недолгое счастье выпало на долю Ляли и Николая – актёр умер 1 ноября 1945 года во время генеральной репетиции "Трудные годы" А.Н. Толстого, где исполнял роль Ивана Грозного. Ляля осталась одна, но до конца дней Михаил Яншин помогал ей. По роковому пылко и жгуче, плача и смеясь, спели и станцевали исполнители главных ролей – Анжела Лекарева, Николай Сергиенко и Сергей Сураков, артисты труппы театра и хора. Любимо их творчество, их песни, танцы и напевы скрипача – то скорбные, то зажигательно весёлые, как и их сама жизнь – "Проведет , бывало, по струнам смычком — и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз — и замрет оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его". С Максимом Горьким не поспоришь.

"Поющие струны души" в театре "Ромэн"
© Ревизор.ru