Соло для саксофона с оркестром. Почему так сложны русские мелодии?
Корреспондент «АиФ в Омске» встретился с дирижёром духового оркестра русской филармонии Олегом Романовым и задал вопросы о музыке, дефиле с сузафонами в Каннах и «Розовой пантере». Игра на бис Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Олег Юрьевич, у вас в кабинете висит симпатичная игрушка – розовая пантера, и на «Симфопарке» в Омске духовой оркестр исполнял «Розовую пантеру» Генри Манчини. Это ваше любимое произведение? Олег Романов: История с розовыми пантерами связана скорее со мной лично, а не с оркестром. Дело в том, что как-то мне предложили поиграть в концерте под Новый год что-нибудь развлекательное, весёлое, сказали, что называться концерт будет «Розовая пантера». Я знал мелодию, но не играл её. Нашёл ноты, посмотрел, показалось, что очень даже симпатичное произведение. Сыграл концерт. А у нас в филармонии проводятся специальные мониторинги, и люди стали писать, что хотят «Розовую пантеру». Через год выпустили «Розовую пантеру-2», как в кино, получился сериал. Потом должна была быть и третья часть, но не случилось. А эту игрушечную пантеру мне подарила средняя дочь. Теперь это мой своеобразный талисман. - Часто ли «бисуют» духовому оркестру? - Самая аншлаговая программа, на которую были выкуплены все билеты, повторялась три раза. Впервые за всю историю оркестра. Это был 2015 год. Программа была посвящена 120-летию Леонида Утёсова. Вторая такая программа была выпущена совместно с мастером художественного слова Ольгой Саяпиной (ученицей Аллы Ениной). На концертах часто вызывают на бис, наша публика знает, что у нас всегда к финалу что-то припасено. Создавать атмосферу праздника, дарить хорошее настроение, яркие звуковые краски – вот творческое кредо духового оркестра филармонии. - Сколько времени может продержаться на сцене артист духового оркестра? - Это строго индивидуально. Есть два момента: природные данные, в основном это связано с аппаратом, амбушюром (способ сложения губ музыканта при игре на некоторых духовых инструментах. - Ред.) У кого-то он крепче, у кого-то быстрее устаёт. Второе, есть разные исполнительские школы, в некоторых специально обращают внимание на выносливость музыканта, его тренированность. Яркий пример - Иван Устюжанин и Анатолий Кантаев, легенды оркестра. К сожалению, уже ушедшие из жизни. Никто не мерил, сколько они могут играть без перерыва, не вынимая инструменты изо рта. Это были фантастические люди. Они с 12 лет были в армии. Когда по понедельникам происходит развод гарнизона и торжественный марш, играть следовало всё время, пока идут военнослужащие. Естественно, тренируешься. В России труб нет - Почему сейчас такой небольшой набор в музыкальных школах на класс духовых инструментов? - Это огромная проблема. Хочет ребёнок играть в духовом оркестре – его приводят в музыкальную школу, обычно в 10-11 лет, не раньше, потому что лёгкие должны закончить своё формирование. И когда узнают, сколько стоит учебный инструмент, отказываются. В нашей стране не производятся духовые инструменты. Нет мастеров. Это же нужно знать секрет сплавов, особенности конструкции. Российская традиция прервана. Ещё можно найти духовые инструменты ленинградской фабричной штамповки, но звучание у них ужасное. Нас приглашали на смотр-конкурс духовых оркестров исправительно-трудовых колоний, вот там играют, на чём придётся. Почти на кастрюлях и самоварах. Но вы знаете, у них глаза горят. Человек, прикоснувшийся к музыке, становится другим. Есть такая статистика: дети, которые занимались музыкой, не становятся преступниками. Музыка меняет, это однозначно. А инструменты - посдавали все в металлолом. Когда закрывали завод «Электроточприбор», нас втихую пригласили, сказали: «Ребята, забирайте инструменты». А духовой оркестр завода был очень сильным. Как говорит один сатирик, стройка – по-английски билдинг, а перестройка – дебилдинг. Так вот, до дебилдинга у нас в стране было такое количество самодеятельных духовых оркестров! Людям нравилось, ходили с удовольствием, завод покупал инструменты, платил педагогу. Ещё были школы музыкантских воспитанников. Это при военных оркестрах брали на довольствие и полное обеспечение подростков, которые потом становились настоящими музыкантами. Очень большая проблема с зарплатами педагогов в музыкальных школах. Ну придёт парень из консерватории на оклад 4 тысячи, а ему семью кормить. Он не останется в школе, уйдёт. - 25 лет исполняется оркестру, и пять лет назад вы стали его руководителем. Многое изменилось? - Состав обновился, и я считаю, что основную задачу, которую ставили передо мной, я выполнил. А именно: создан настоящий духовой филармонический оркестр. 80% коллектива – артисты симфонического оркестра, «белая кость». Основатель и первый художественный руководитель и дирижер Духового оркестра – Михаил Тарасенко – выпускник военно-дирижёрского факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Под его управлением – в 1991 – 2000 годы – репертуар коллектива изобиловал военными маршами и классическими увертюрами. Затем – с 2000 по 2002 год – оркестр возглавлял Борис Чернядьев и внёс в его программы много эстрадной и джазовой музыки. Под управлением Сергея Арбузова – с 2002 по 2012 год – коллектив обогатился множеством красочных аранжировок танцевальных мелодий. Я, как его ученик, ставлю перед коллективом новые творческие задачи: мы выступаем в жанре дефиле, исполняем музыку современных зарубежных композиторов. Что касается инструментов, то для выступления в Каннах и для дефиле нам пополнили арсенал музыкальных инструментов, приобрели для коллектива два сузафона и маршевые ударные для игры в движении. - Такие инструменты отличаются от концертных? - Конечно, есть маршевые инструменты, по своему звучанию предназначенные для исполнения на открытом воздухе. Что касается сузафонов, то для дефиле раструб инструмента направлен на слушателя. Жил такой американец по фамилии Суза, в его бытность были геликоны. Это басовый большой инструмент, надевался на музыканта, но раструб смотрел в небо. Их называли «собирателями дождя». Суза модернизировал геликон. Это чисто акустические особенности звука: чтобы он был слышен, он должен быть направлен на слушателя. По-другому выглядят концертные и маршевые валторны. Самый большой барабан идёт в конце, в этом тоже особенность звука. Он падает сверху, и, если будет идти впереди, его не услышат остальные музыканта. - К 25-летию наверняка подобрали особый репертуар? - Будучи наследником традиций военного оркестра, коллектив никогда не замыкался на исполнении торжественных маршей. В его репертуаре всегда любимые и известные мелодии джаза, блюза, кино и эстрады, популярная классика. В юбилейный концерт мы постарались вместить всё самое любимое, чтобы угодить каждому из слушателей и при этом выстроить общую концепцию концерта. Также публику порадуем новым дефиле в постановке московского дирижёра – начальника военно-дирижёрской кафедры Военного института при Военном университете Министерства обороны РФ Игоря Цупикова. Когда мы собирались во Францию, я схватился за голову. Чем их там удивить, Европа – колыбель духовой музыки, цитадель, у них это национальный вид спорта. Удивлять – так народным. Попурри из этой программы вошло в юбилейный концерт. Послеполуденное рандеву - Самый известный фестиваль духовых оркестров – это «Спасская башня». Вы смотрите? - В Интернете смотрю, а телевизор не включаю с 1990 года. Последний выкинул в окно. Вообще не читаю газет, не слушаю радио, телевизор категорически не приемлю. Много стали показывать такого, что я считаю недопустимыми. На фестивале «Спасская башня» выступают чисто военные оркестры. Кстати, в Европе да и в США это разные касты: есть музыканты симфонического оркестра, есть военного, вот для таких дефиле. В России мы универсальны. Наш коллектив – желанный гость на любом праздничном мероприятии. В 2013 году мы покорили Канны, выступив на XVI Фестивале российского искусства (Франция). В 2015-м приняли участие в VI Международном фестивале оркестров духовых инструментов «Астана Самалы» (Республика Казахстан). В 2016-м играли на Фестивале духовых оркестров «Фанфары над Иртышом» в Омске, в честь 300-летия города. В 2017-м представляли нашу страну на Национальном дне России в рамках Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане. - У оркестра есть программа для танцующих омичей. Играете её? - Да, она называется «Послеполуденное рандеву с духовым оркестром». Что такое рандеву? Это встреча. Не танцевальный вечер, а встреча с музыкой, а может, под музыку. Люди приходят танцевать, посидеть, послушать музыку. Живое звучание очень отличается от записи. - А есть ли музыкальное произведение, соло, для духового оркестра? - Сколько угодно. Самое сложное произведение для саксофона написал Сергей Рахманинов - это соло в его симфонических танцах. Он написал это в эмиграции, саксофон играет протяжную русскую мелодию. В чём сложность русской музыки – бесконечные просторы порождают бесконечно долгие протяжные мелодии. - Сложно ли играть с чужим оркестром? - Расскажу анекдот. Идут два музыканта, один другому говорит: «Что будем играть с новым дирижёром?». Второй отвечает: «Не знаю, что он, но мы-то точно Пятую симфонию Бетховена». Есть реальная история. Как-то в одном из столичных театров в финале погас свет, но оркестр доиграл мелодию до конца, хотя и не видел дирижёра. Этот дирижёр сказал: «Я понял, в чём функция дирижёра. Выучить программу так, чтобы она пошла без него. Вышел, взмахнул палочкой и ушёл». - Что планируете нового в сезоне? - У нас впереди один концерт, на котором мы будем делать то, чего никогда не делали в симфоническом оркестре. Концерт будет 1 апреля совместно с театром «Третий круг» Флоры Бабаджанян. Будем держать интригу до конца. Хочется также отметить, что в новом сезоне у нас появился новый, очень интересный абонемент для детей. Дети – самые благодарные слушатели. Будем исполнять детские песни из мультфильмов и кино. Ближайшие концерты: 3 декабря – «Мультконцерт» с показом детских мультфильмов на большом экране, 11 февраля – «Там, на неведомых дорожках... » и 15 апреля – «По следам бременских музыкантов». Приглашаем детей и их родителей!