Где дымится янтарь

Пожалуй, Царицыно один из немногих (если не единственный) музей в Москве, где выставка такой тематики уместна как нигде больше. Ведь наиболее яркие и значительные проявления моды на ориентализм связаны с правлением императрицы Екатерины II. Данный стиль приобретает символическое значение в связи с русско-турецкими войнами – планом освобождения Константинополя от Османской империи, знаменитым Чесменским сражением и штурмом Измаила. История строительства самого дворцово-паркового ансамбля тесно связана с торжествами, устроенными летом 1775 года в Москве по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Баженов, работавший над оформлением такого грандиозного праздника на Ходынском поле, вскоре получил от Екатерины II заказ на строительство резиденции в Царицыне, ее новом владении. В итоге некоторые постройки, выполненные по чертежам архитектора, напоминают бутафорские “турецкие” павильоны во время празднования на Ходынке — их эскизы и рисунки Матвея Казакова, ученика Баженова, можно увидеть на выставке. Бахчисарай. Дворец Дж. Кваренги. МУАР Экспозиция очень богата по своему составу – редкие образцы различных видов оружия соседствуют с живописными и графическими работами – портретами великих русских военачальников, турецкой саблей, драгоценной панагеей, часами, украшенными алмазами, представленными из собраний Музеев Московского Кремля. Но не только в сражениях Россия знакомилась с новой культурой и искусством – в состав дипломатических миссий входили и художники. Зарисовки, выполненные Иваном Даниловым и Григорием Сергеевым во время их пребывания в Турции в составе посольств князя Николая Репнина в 1775 году и Михаила Кутузова в 1793 году, помогли представить образ неизвестной прежде земли и “живописного Константинополя”. Путешествию в Османскую империю посвящена и серия уникальных листов из коллекции Михаила Ларионова. Жены Гирея К.П. Брюллов. Середина XIX века. Всероссийский музей А.С. Пушкина Полюбоваться видами городов и крепостей, дворцов и усадеб Крыма, эскизами мечети в Алупке, построенной по заказу генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Воронцова, приглашают работы Г. Сергеева, К. Боссоли, Дж. Кваренги, Н. Чернецова, Ф. Бодена, И. Айвазовского приглашает раздел выставки “Восточная Аркадия. Путешествие по Тавриде”. Интерьер. Николай Жерен, 1830. ГТГ Здесь же можно погрузиться и в “роскошь и негу Востока”, почувствовать аромат турецкого кофе и дыма восточной трубки, полюбоваться старинными тканями, коврами, керамикой и эскизами к опере-буффа Д. Россини “Итальянка в Алжире”. И, конечно, вспомнить знаменитую поэму классика “Бахчисарайский фонтан”, увидев полотно “Жены Гирея” кисти Карла Брюллова из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина: Беспечно ожидая хана, Вокруг игривого фонтана На шелковых коврах оне Толпою резвою сидели И с детской радостью глядели, Как рыба в ясной глубине На мраморном ходила дне. Изображения предоставлены пресс-службой ГМЗ “Царицыно” Выставка продлится до 14 января 2018 года.

Где дымится янтарь
© Ревизор.ru