В Тюмени показали спектакль про двух Юриев Неёловых
«И снег бывает тёплым» – так называется постановка с двумя главными героями на сцене: зрелым Юрием Васильевичем, экс-губернатором Ямала и его альтер эго – юным, сомневающимся, мечтающим, амбициозным, ошибающимся, пробующим… Сюжет немного комедийный, немного драматичный, главное – документальный, такое заключение дали зрители, которые почти во всех сценах узнавали свою историю. Театральное действо постоянно сопровождалось комментариями из зала, вроде: «да-да, так всё и было…» «ПОХОЖ, НО ТОЛЬКО БЕЗ УСОВ» Актеры и режиссер не планировали повторять этот спектакль, его ставили единожды – к юбилею Юрия Неёлова и столетию комсомола. Главный герой, которого сыграл заслуженный артист России, руководитель театра «Ангажемент» Леонид Окунев, так и не успел отрастить пышные усы, но в роль вжился отлично. На вопрос: «Тяжело играть Неёлова?» отвечает: – Нетяжело, но очень интересно. Готовясь к премьере, я работал с документами эпохи освоения Ямальского Севера, изучал личность главного героя по видеозаписям и много читал о нем. Это уникальный человек, при столь высоком ранге он необычайно легко сходится с людьми. По поводу своей портретной схожести с Юрием Васильевичем, актер припомнил шутку самого Неёлова: – После премьеры спектакля он мне сказал: «Ты, если что, приходи на Федеральное собрание, посидишь там за меня...» ПЕСНИ ЦОЯ – АРТЕФАКТ ВРЕМЕНИ ПЕРЕМЕН Денис Юдин, постановщик спектакля, подобрал музыкальное сопровождение в духе позднего соцреализма. И песни Виктора Цоя, и школьная полька пришлись зрителям по душе и усилили динамику повествования. Кстати, на мысль о творчестве рок-звезды конца 80-х его навела книга Неёлова. Перечисляя артефакты того времени, автор упоминает кумира советской молодежи. Его цитата: «Эпоха ждала перемен, все люди ждали перемен…» легла в текст, который читал со сцены главный герой. – Я и сам вырос на песнях Цоя, и мне как режиссеру нужно было включить себя в эту систему координат. Так возник номер «Мы ждем перемен», – говорит Леонид Окунев. В отличие от своего руководителя Денис Юдин считает, что материал для постановки был не самый выгодный, если не сказать тяжелый. – Екатеринбургский драматург Валерий Шергин написал пьесу на сорок страниц, нам нужно было уместить ее в час времени. Хотелось уйти от официальности, помпезности, надо было найти «жизнь» и передать ее в спектакле. Мне, например, очень дорога история с голубем, там минимум текста, но эту сцену надо было так прожить, чтобы в зале было напряжение. В итоге получилась настоящая борьба между двумя артистами и даже война – взрослая история пацанов, – рассказывает Денис Юдин о сцене, где юный герой спорит с приятелем на рубль, что его голубь не улетит за чужой стаей, как это обычно бывает, а вернется домой. И выигрывает. ВПЕРЁД, ПРОИЗВОД-СТВЕННИКИ! Еще одна близкая зрителям тема – сцена, где главный герой мечется и никак не может выбрать будущую профессию. Мечта учиться в Авиационном институте так и остается неосуществленной. Многие зрители сопереживали ему, когда звучала фраза: «Молодой человек, вы хорошо сдали экзамен. Но постановление есть постановление и вперед зачисляются производственники … Идите в любой другой институт или приходите через год» – эта ситуация оказалась хорошо знакома ветеранам. Левицкая Вера Васильевна после спектакля за чаем рассказала, что тоже столкнулась с таким отношением. – Я хорошо сдала экзамены, но взяли не меня, а двух парней после армии. Так вот они полгода проучились и бросили, а я пошла в училище – лишь бы продолжить образование. – А мне понравилась комедийная сцена в общежитии, где парни уговорили Неёлова не переводиться в Авиационный, а сдать хвосты и остаться в Индустриальном. Это о чем говорит? Что судьбу мы делаем сами, и он сам сделал свою судьбу, – дополняют подругу Елена Михайловна Распопова и Алевтина Михайловна Кизякова. На спектакле в Тюмени Юрий Неёлов не присутствовал. Он его посмотрел еще 24 июля, в Москве, когда отмечал 65-летие. По заверению артистов, юбиляр и его гости по достоинству оценили постановку. Изначально предполагалось, что спектакль увидят только приглашенные на день рождения, но Фуат Сайфитдинов настоял, чтобы это произведение ушло в массы.