«Сергеев и городок» - о жизни под минутными домами
Разве что ленивый не упрекал самый успешный, самый мировой российский театр имени Вахтангова в игнорировании современной драматургии. Вахтанговцы ответили, как всегда, красиво и победоносно. Инсценировав провинциальный роман «Сергеев и городок» лауреата главных литературных премий страны Олега Зайончковского, театр Вахтангова убил сразу двух, а может быть, трех зайцев. Первый – активный, злобный, который бегает по общественным советами, комитетам, собраниям и наговаривает на вахтанговский театр, что тот «отстал от времени, не откликается на злобу дня и тем самым равнодушен к действительности». Второй заяц – хитрый, мудрый, не желающий бежать впереди паровоза, как некогда, «задрав штаны бежали за комсомолом». Этот заяц – живет в театре Вахтангова с момента его создания и предпочитает проверенную классику – русскую и зарубежную - политическим, как правило, временным пьесам. А третий возможный заяц – мистический, пришедший из таинственной пушкинской биографии, - заяц, который якобы перебежал поэту дорогу и не дал ему доехать до Сенатской площади. Друзья Пушкина по Царскосельскому лицею – Пущин, Кюхельбекер, Вольховский были декабристами, а про Александра Сергеевича, как говорится, «история умалчивает». Во время учебы в Лицее Пушкин написал большое стихотворение-послание «Городок», герой которого – сам поэт, - ранний двойник писателя Сергеева из «Городка» Зайончковского. Сергеев, которого играет Максим Севриновский, - такой же одинокий, неприкаянный и внимательный к чужим судьбам автор, как и Александр Сергеевич в своем «Городке». Между прочим, Сергеев в спектакле читает стихи. Правда, поэтов 20 и 21 веков. Читает Дмитрия Пригова. Сам Сергеев – и поэт, и прозаик, и участник событий, и наблюдатель. Городок, где он живет и творит, по сути, остался тем пушкинским городком-тюрьмой, с «дураками и дорогами», который классик описывал всеми жанрами. Все то же самое – только появился новый класс – рабочий железной дороги, и царские тюрьмы дополнились лагерями. Писатель из Подмосковья Олег Зайончковский – потомок старинного дворянского польского рода, и горький польский след присутствует в его «Городке» и в постановке Светланы Земляковой. Соседка Сергеева – Любовь Петровна (Мария Бердинских) на самом деле – полька Яблина. Она выросла в детдоме, а ее отца – польского интеллигента, расстреляли в годы репрессий. Судьба этой одинокой, странной и свободолюбивой Любы-Яблины не сладкая. Она пьет с Сергеевым водку, и рассказывает о том, через какие испытания ей пришлось пройти, чтобы тайно, под чужим именем, доживать свой век в «Городке». Правда не у всех такая беспросветная жизнь, как у Любы и других обитателей «Городка». Старший сын Бабакина в новелле «Пиджак» становится моряком, плавает за границу и на жизнь не жалуется. Только вот американский пиджак, подаренный младшему брату, не лучшим образом влияет на судьбу молодого человека. Его называют стилягой, не берут в техникум, он идет служить, а после армии возвращается в родной «Городок» чернее тучи. В «Городке» нет счастливых людей, разве только один Сергеев. Да, и то потому что у него есть перо, бумага и в голове – свой «Городок». Пушкинский городок. Городок свободы и гармонии, о котором мечтал поэт в Царскосельском лицее. Гоголь в своей статье писал «Пушкин - есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». 200 лет прошло, и пока не совсем ясно – родился ли этот пушкинский человек в результате просвещения и гуманизма? Вряд ли. Слишком много перемен произошло с тех пор, которые не мог предвидеть даже проницательный Гоголь. Театр Вахтангова поставил спектакль «Городок», в котором и классика, и современность, и прошлое, и настоящее…Впрочем, время в нем – застывшее, вечное. Ученый, астрофизик Николай Козырев открыл теорию, согласно которой «время – это энергия». Андрей Вознесенский в посвящении к Козыреву написал: «Живите не в пространстве, во времени Минутные деревья вам доверены, Владейте не лесами, а часами, Живите под минутными домами, И плечи вместо соболя кому-то Закутайте в бесценную минуту. Какое несимметричное время! Последние минуты — короче, Последняя разлука — длиннее... Килограммы сыграют в коробочку. Вы не страус, чтоб уткнуться в бренное. Умирают — в пространстве. Живут — во времени. Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!