Режиссер Анна Бабанова: «У человека всегда есть выбор»
В театре «Русская песня» скоро премьера – «Омут любви» по повести Куприна «Яма». Главный режиссер Норильского Заполярного театра драмы Анна Бабанова в театре «Русская песня» ставит спектакль «Омут любви» по мотивам повести Александра Куприна «Яма». В постановке заняты звезды театра и кино: Елена Проклова, Анастасия Макеева, Вячеслав Манучаров, Даниил Спиваковский, Иван Замотаев, Александр Коган. Надежда Бабкина играет Анну Марковну. В интервью «ВМ» ученица Леонида Хейфеца Анна Бабанова рассказывает о своей работе над русской классикой. – Анна, повесть «Яма» - ваш выбор? - Да. До того, как предложить свое видение повести Куприна на сцене театра «Русская песня», я сделала инсценировку с драматургом Ярославой Пулинович. Для театра «Русская песня» написали либретто. - Ярослава Пулинович – одна из самых востребованных современных драматургов, ученица Николая Коляды, сочла интересным включение в классику песен и танцев? - Да, мы делаем музыкальный спектакль с романсами, с песнями, пениями и молитвами. Замечу, что в произведении Куприна есть главы со свадьбой и с похоронами. - Не секрет, что трудно сохранить пропорцию между музыкальной и драматической частями, особенно в спектакле по русской классике. Не боялись ли вы «переборщить» с музыкой и хореографией? - Полагаю, что у всей нашей команды, которую курирует Надежда Бабкина, достаточно знаний, опыта и вкуса, чтобы не разрушить произведение Куприна, а более эмоционально, в контексте современности, донести его до публики. - Уверены в том, что «Яма» - актуальное произведение? Какой в ней след современности? - «Яма» написана в начале века, перед революцией, и в такие кризисные моменты проституция и социальные проблемы начинают обостряться. Помню, как в начале 90-х на Ярославском шоссе, толпами стояли женщины легкого поведения, увы, и сейчас они стали появляться. Видимо, экономический кризис, безработица вынуждают девушек и женщин пойти на такой способ заработка. Музыка, песни и пляски создают атмосферу пира во время чумы. У русских в крови, когда черные дни, – забвение через безумный праздник. - Но у Куприна не праздник, а бесовщина, вакханалия разврата, разве нет? - Не думаю, что в «Яме» все так сложно, как в романах Достоевского. - Для того, чтобы поставить спектакль о публичном доме, вам нужно знать, понимать эту проблему? - Острые социальные темы – мои темы. Но у них, героинь Куприна, развитие осталось на уровне 12-летних девочек: никто не учил их читать, писать. Находятся они в закрытом помещении, можно сказать, в тюрьме - у них желтый билет, и все, паспорт забрали. И дорога их - только смерть. Они могут придумывать, что придет принц на белом коне и увезет, но подсознательно понимают, что обманываются». - Почему смерть? - В то время не было антибиотиков, и женщины в публичном доме быстро заменялись друг другом. Публичные женщины живут только настоящим, они не думают о прошлом, потому что оно слишком страшное, не думают о будущем, его нет, они живут здесь и сейчас. - Кто занят в постановке? - Главную роль Анны Марковны играет Надежда Бабкина, Женьку – Анастасия Макеева. У Даниила Спиваковского сразу несколько ролей. Вячеслав Манучаров играет того мужчину, который продает свою невесту Анне Марковне. - Анна, ради этой постановки вы оставили Норильский Заполярный театр, который возглавляете? - После Москвы судьба меня забросила сначала в Омский академический театр, вторым режиссером к Евгению Марчелли, а Норильский театр я сама выбрала. Мне предложили возглавить несколько драматических театров в провинции. Норильский театр - намоленный, с историей. Театр старше города на 10 лет. Он возник на территории ГУЛАГа. Наверняка, вы знаете, что Георгий Жженов в нем играл, когда находился в лагере. Мы поставили спектакль «Жди меня, и я вернусь» про людей, которые сидели в Норильском лагере, среди них: Лев Гумилев, астрофизик Николай Козырев. Наш театр с очень хорошей труппой, да и сам Норильск стал театральным городом. У нас живут люди из Москвы, из Питера, из Новосибирска, а коренных - единицы. Признаюсь, что уже скучаю по Норильску и хочу вернуться в наш театр. - Премьера спектакля «Омут любви» - 9 ноября – на 100-летие Октябрьской революции. - В этом есть закономерность. Куприн написал «Яму» накануне революции. Когда кто-то предлагает узаконить проституцию, я невольно думаю: «Он что, не читал «Яму» Куприна?» - Анна, как вы считаете: есть ли у человека выбор, или во всем - судьба? - Выбор есть всегда. Как говорил Николай Козарев, астрофизик, узник ГУЛАГа: «Человек попадает во время: либо в счастливое, либо в трагическое». - То есть время мы не выбираем, а все остальное – да? Кстати, были ли в России счастливые времена? - Мы с вами живем в счастливое время. Напомню, что Николай Козырев отвергал теорию, что «бытие определяет сознание». В лагере Козырев внутренне оставался свободным человеком, и когда вышел из тюрьмы, совершил научное открытие - вулканическую деятельность на Луне. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!