Войти в почту

«Маленькие трагедии» в Малом театре: с веселым звоном рюмок

Премьера в Академическом Малом театра – «Маленькие трагедии» Александра Пушкина в постановке Народного артиста России Вячеслава Езепова. В эти октябрьские дни, только 187 лет назад (1830 год), в прекрасную Болдинскую осень Пушкин пишет иностранные истории, объединенные в цикл «Маленькие трагедии». 23 октября – завершен «Скупой рыцарь», 26 октября – «Моцарт и Сальери», 6 ноября – «Пир во время чумы». Режиссер спектакля и он же исполнитель ролей Сальери, Скупого и Председателя - Вячеслав Езепов, пытается ответить на парадоксальный вопрос: «Почему эти ужасные истории, со смертью, ядом, кровью, причем насильственные и массовые (как в «Пире во время чумы») автор обозначает «маленькие трагедии»? Спектакль начинается с «Моцарта и Сальери», тогда как у Пушкина первая история – «Скупой рыцарь» и ее жанр – «трагикомедия». Была ли жизнь божественного музыканта, гения – Моцарта, – трагедией? Даже если принять художественную версию Пушкина, со смертью от яда Сальери? С высоты времени – нет. Каждый бы мечтал повторить путь Моцарта, зная, что он будет на недосягаемой высоте, самым-самым светлым, легким, волшебным, виртуозным и гармоничным? Только вот, чтобы оказаться "Моцартам" одного гения недостаточно. Нужно быть еще добрым, внимательным, особенным человеком, который не пройдет мимо слепого скрипача, мимо чужой беды и впустит в свой дом «неизвестного человека в черной траурной одежде. Моцарт был таким веселым, неприкаянным, непрактичным – как Пушкин. И драматург писал его, будучи на седьмом небе от счастья, накануне своей женитьбы на Наталье Гончаровой. Его счастье, веселье не могла омрачить даже холера, эпидемия которой приближалась к Болшево. Моцарт умер в 35, а Пушкин – в 37 лет. Можно ли считать земной путь Пушкина – трагедией? О, нет! Солнце, свет, любовь, добро – не трагедии, а истины. К тому же, судя по «Моцарту и Сальери», Пушкин философски относился к смерти и мало ее боялся. Страшнее смерти для него была утрата вдохновения, а это не случилось ни с Пушкиным, ни с Моцартом. Вторая история спектакля «Скупой рыцарь» - продолжение истории Сальери, но в другой среде. Неспроста Сальери, и Скупого играет один актер. Рыцарь и Сальери – по сути одинаковые люди, - ограниченные, алчные, с двойным дном и рабы своих страсти. У Сальери страсть - музыка, которой он отдал жизнь и требовал вознаграждения. Он выбрал музыку, а не она его, как это случилось с Моцартом, Скупой рыцарь - раб злата. Начало спектакля - "Моцарт и Сальери" и "Пир во время чумы" объединяет звон рюмок и шампанское. Перед смертью Моцарт пьет шампанское, и пьют на пиру обреченные люди. Моцарт - автор "Женитьбы Фигаро" - спрашивает у Сальери про Бомарше - был ли он тем злодеем, как о нем говорят? И все мы знаем совет Пушкина потомкам, который он вложил в уста Сальери: И, полно! что за страх ребячий? Рассей пустую думу. Бомарше Говаривал мне: "Слушай, брат Сальери, Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти "Женитьбу Фигаро"". Чехов перед смертью последовал этому совету и попросил шампанского. И Чехов тоже трагедии называл комедиями... Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

«Маленькие трагедии» в Малом театре: с веселым звоном рюмок
© Вечерняя Москва