Ещё

Шостаковича записали заново 

Шостаковича записали заново
Фото: Коммерсант
и Госоркестр Татарстана
Сегодня в Большом зале консерватории состоится презентация записей всех концертов и симфоний , осуществленных дирижером Александром Сладковским и Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан при участии лауреатов Международного конкурса имени Чайковского. О важном исполнительском проекте рассказывает Илья Овчинников.
Шостаковичу принадлежит шесть инструментальных концертов с оркестром — по два для фортепиано, скрипки и виолончели соответственно. Как о цельном явлении о них говорят и пишут куда реже, чем о симфониях и квартетах: например, в буклете цикла «Время с Шостаковичем», прошедшего недавно на Зальцбургском фестивале, речь о том, что пятнадцать симфоний адресованы публике, тогда как пятнадцать квартетов скорее дневник, разговор с самим собой. Эту же мысль можно высказать иначе: если симфонии Шостаковича во многом история страны, то квартеты — история его жизни, красноречивая автобиография, подлинное свидетельство. Куда труднее охарактеризовать как целое инструментальные концерты, в которых есть черты и летописи, и дневника.
Хотя Шостакович — один из самых исполняемых композиторов в мире, его сочинениям для солиста с оркестром везет отнюдь не одинаково. Легко заметить, что концерты для фортепиано, скрипки, виолончели под номерами один записываются примерно вдвое чаще, чем аналогичные под номерами два: сегодня существует более шестидесяти первых и от тридцати до сорока — вторых. Первые действительно более эффектны и ориентированы на публику, нежели вторые, но дело не только в этом. Первые концерты в большей степени говорят о времени их создания, будь то начало тридцатых годов, период «борьбы с формализмом» или разгар оттепели. Тогда как вторые сильнее отражают внутренний мир автора, его поздний стиль. Даже созданные почти одновременно Первый виолончельный и Второй фортепианный концерты поражают контрастом устремленного в будущее неистовства и обращенной в прошлое степенности. В этом смысле первые концерты ближе к симфониям, а вторые — к квартетам.
Тем больше заслуга дирижера Александра Сладковского, решившего записать и выпустить все шесть концертов Шостаковича (а также все пятнадцать его симфоний). Если не считать фирмы Arthaus Musik, несколько лет назад реализовавшей аналогичный проект под управлением , крупные лейблы почти не берутся за подобные циклы, предпочитая собирать под одной обложкой записи разных лет, не объединенные общим замыслом исполнения. Новое издание частично восполняет этот пробел, а рыночную привлекательность ему придает участие лауреатов конкурса Чайковского.
Поскольку каждый из них — яркая индивидуальность, разносторонним и не всегда удачным в трактовках получился и альбом. Скажем, в медленной части Второго фортепианного концерта в исполнении Дмитрия Маслеева больше глубокомысленности, чем лирики, а Первому в интерпретации недостает легкости и свободы. Однако это компенсируют великолепные соло трубы Дмитрия Трубакова, а если что-то и объединяет альбом, то это игра Госоркестра Татарстана, предстающего в первую очередь блестящим ансамблем солистов. Во Втором виолончельном концерте «сольные выходы» кларнета и валторн также впечатляют сильнее партии Александра Рамма. А в Первом валторна становится полноправным партнером , получившего бронзу на последнем конкурсе Чайковского и серебро на предпоследнем, где среди виолончелистов победил .
Именно игра Ахназаряна, исполнявшего тогда Шостаковича еще в первом туре, продемонстрировала, как меняются традиции интерпретации: все чаще сегодняшние музыканты — отнюдь не только молодые — трактуют сочинения Шостаковича как «чистую музыку», полностью лишенную всех ассоциаций и подтекстов, которые она обычно подразумевает. Но даже если новые записи шести концертов не превзойдут те, которые принято считать эталонными, они останутся важнейшим документом, свидетельствующим о том, как играли Шостаковича во втором десятилетии XXI века.
Лучшие «страницы» альбома будут представлены на концерте 23 октября: исполнит Второй скрипичный концерт, Дмитрий Маслеев — Второй фортепианный,  — Первый виолончельный. Под управлением Александра Сладковского прозвучит также Шестая симфония, одна из самых загадочных у Шостаковича — с типично малеровской медленной частью вначале, за которой следуют две быстрые и короткие. Этой программой откроется цикл Госоркестра Татарстана в Большом зале консерватории, где до конца сезона обещаны также «Иоланта» Чайковского, «Жанна д`Арк на костре» Онеггера и Шестая симфония Малера, столь любимого в свое время Шостаковичем.
Видео дня. Как отличить настоящий белый гриб от ложного
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео