Гелий Коржев — художник, когда-то обласканный советской властью и разорвавший все контакты с государством в момент перестройки. При советской власти живопись Коржева определяли как «суровый стиль», где в плакатной манере написаны крупные планы героев, нарочито некрасивые тела и фигуры. Сейчас Третьяковка cчитает, как сказала на церемонии дарения директор музея Зельфира Трегулова, Коржева художником, который писал свои работы «про каждого из нас и про всех людей на свете».
Переосмыслить творчество Коржева Третьяковка пыталась в 2015 году, устроив большую ретроспективу советского классика. В процессе подготовки выставки выяснилось, что в собрании Третьяковки всего 10 работ Гелия Коржева, большинство наследия живописца, умершего в 2012 году, в частных коллекциях — в музее ИРРИ Алексея Ананьева и в собрании американского коллекционера Рэймонда Джонсона. И тот, и другой охотно сотрудничали с музеем, предоставили работы на выставку.
Еще один коллекционер, помогавший с организацией выставки в 2015 году — предприниматель Владимир Некрасов, бывший глава «Арбат Престиж», в коллекции которого по некоторым оценкам больше 7 000 работ. За несколько лет Некрасов собрал этапные работы Гелия Коржева и принял решение подарить их Третьяковской галерее. Дарение работ Коржева стало пятым даром музею в этом году, объявившим 2017 год годом пополнения коллекций. Владимир Потанин подарил работу Эрика Булатова «Картина и зрители», затем были переданы в дар «Человек с убитой собакой» Дмитрия Жилинского, работы Дмитрия Пригова, перформансы Андрея Кузькина.
Акт о передаче в дар работ Гелия Коржева Некрасов и Трегулова подписали перед телекамерами в присутствии министра культуры Владимира Мединского и руководителя департамента культуры Москвы Александра Кибовского. Третьяковская галерея получила 35 работ Гелия Коржева — 33 живописных и две графические работы.
В интервью Forbes Life Владимир Некрасов рассказал, что был лично знаком с художником, неоднократно посещал Коржева в его мастерской:
— Гелий Коржев — мощнейщая фигура в искусстве второй половины XX века. И при личном контакте масштаб его личности ощущался.
Я открыл для себя Гелия Коржева, когда увидел его «тюрликов» и социальную живопись 1990-х годов. Хотя в тот момент я много покупал художников 1950-60-70-х годов, Коржев меня поразил.
Знакомство с Гелием Михайловичем, попытка сближения — это отдельный, длительный процесс. Но он не продал мне ни одной картины. На это у него были свои причины. И я начал искать и покупать его картины в других источниках, у других людей. В тот момент большое количество работ Коржева уже было вывезено в Америку.
Многих американских коллекционеров я знаю лично, я встречался с ними, убеждал, что работы Коржева должны вернуться в Россию, в Третьяковскую галерею. Все, что соглашались продать, я купил.
Я долго думал. И «Благовещение», и «На троих», и «Иуда», и «Адам Андреевич и Ева Петровна». Я считаю, что эти картины должны, обязаны быть выставлены в Третьяковской галерее. Музей обещает открыть зал Коржева в Новой Третьяковке.
Какие-то работы Коржева я все-таки оставил себе, не могу с ними пока расстаться. Есть фантастический неожиданный портрет Петра Ильича Чайковского, автопортрет художника 1990 года. Есть целый ряд натюрмортов. Их пока отдавать не готов.
Но моя коллекция развивается, и я думаю, со временем будет частный музей.