Войти в почту

Дон Жуан от фон Дервиза

“Санктъ-Петербургъ Опера” хорошо известна в России и за ее пределами, награждена множеством престижных театральных премий. В этом году она открыла свой 31-й театральный сезон. Коллектив привез на фестивальный смотр три стилистически разновекторных работы - “Дон Жуан” В.А. Моцарта, “Летучая мышь” И. Штрауса и “Поругание Лукреции” Б. Бриттена. Такое разнообразие пристрастий художественного руководителя театра народного артиста России Юрия Александрова, такой размах репертуарного диапазона поднимает театр на высокий зрительский пьедестал на нынешнем московском фестивале. "Ты, Моцарт, бог!" “Дон Жуан\ - одна из величайших вершин мировой оперной литературы. Это лакмус исполнительской состоятельности и профессионализма. Божественная простота достигается превеликим мастерством, изящная легкость - тяжким трудом. И тысячу раз прав Юрий Александров, что качество оперной труппы определяется именно “Дон Жуаном”. А уж если в театре могут исполнить “Дон Жуана”, то можно браться за любую оперу. Трагикомедия “Don Giovanni” уже несколько столетий является неиссякаемым источником вечного поиска в искусстве ответов на общечеловеческие вопросы. Мир меняется, а вопросы жизненного бытия так и остаются вопросами - любовь или страсть, мораль или право, смелость или трусость, жизнь или вечность. Фото: KudaGo.com Жанр оперы, обозначенный композитором как drama giocosa, имеющий признаки и оперы-буффа, вероятно, предоставил режиссеру-постановщику Юрию Александрову свободно варьировать смысловые акценты, "намечать новые болевые точки" в интерпретации сюжета и мотивации героев. Люди-актеры-персонажи проявляются, то как представители настоящего мира, то как театрального, являясь действующими лицами и Моцарта, и Александрова одновременно. Показалось, что в каждом характере героев максимально показана их собственная антитеза. Если герой привычно благороден, то он превращается в лицемерного святошу. Страдающая героиня теряет свою привлекательность из-за истеричной ревности. Святая чистота грязнет в греховных желаниях. Глупец выказывает свою мудрость, а законченный развратник ведет себя как яркая свободная личность. И это не идет вразрез с общей канвой сюжета, не переворачивает смысл. И когда у Александрова не "все умерли", а все живы - это не смущает, а преподносит замечательный сюрприз - эффект театра в театре. Эвона как вывернули! Фото: KudaGo.com Художник постановки Вячеслав Окунев поместил историю севильского озорника в пространство почти "Фантом-оперы", известного фильма. Эту мысль навевает барочная декорация, окаймляющая всю сцену - театральные ложи, напоминающие и архитектурные галереи Севильи, и особняки грандов. Отсылает к параллели и двигающаяся вверх-вниз люстра. Общий черно-серый цвет акцентируется ярким красным в финале первого действия - самая эффектная сценографическая картинка спектакля. Роскошный канделябр алого стекла медленно опускается сверху. Донна Анна, дон Оттавио, донна Эльвира появляются в центральных верхних арках декорации в фантастически-красивых костюмах, изукрашенных также алым. Красные перья головных уборов мерцают в свете красных рамп художника по свету Ирины Вторниковой. Изумительно, театрально, эффектно! Фото: KudaGo.com Юрий Борщёв, накануне смешивший публику своим дежурным по тюрьме из "Летучей мыши", выступил в роли главного героя Дон Жуана. Высокий и фактурный, он убедительно слыл на сцене женским сердцеедом. Красивый тембр его голоса звучал в серенаде. В быстрой арии "с шампанским" чуть присутствовали ансамблевые шероховатости с оркестром. Евгения Кравченко создала, согласно концепции режиссера, не самую ангельскую Донну Анну. Да вовсе она и не оплакивает отца. Это просто оплаченный актеришко изображает призрак Командора для потехи скучающего бомонда. Свои музыкальные номера пела очень смело, владея голосом в соответствующей манере. Фото: KudaGo.com Хорошо провел свою сцену в первом действии Сергей Алещенко, Оттавио. Тенор лился легатиссимо, красиво сверкая тембром Фаринелли-кастрата. Присутствуя на “Летучей мыши” и на “Дон Жуане” театра “Санктъ-Петербургъ Опера”, хочется отметить оркестр и его солистов. Сыгравшие под предводительством Максима Валькова в оперетте и Александра Гойхмана в опере, хорошо звучали, учитывая, что оркестровые ямы были чужие и в разных залах. Начальная и финальная застывшая картинка спектакля закольцевали задумку режиссера. Это рамка - в которую можно поместить любой разыгрываемый сюжет в угоду скучающему избранному обществу. Красивый спектакль “Санктъ-Петербургъ Оперы” “Дон Жуан”, стилистически трудный, исполнительски тяжелый обогатил фестивальный показ, познакомив москвичей со своим видением одного из популярнейших шедевров мировой сцены. Почему-то думается, что постановкам этого театра присуща красота по умолчанию. В 1998 году театр обрел собственную сценическую площадку, ею стал особняк барона фон Дервиза в центре старого Петербурга. Юрий Александров считает это главной наградой своего театра. Изумительность архитектуры,роскошь интерьеров, изысканность храма искусства барона фон Дервиза - готовый антураж и сам дух театрального эстетства.

Дон Жуан от фон Дервиза
© Ревизор.ru