Дон Жуан от фон Дервиза 

Дон Жуан от фон Дервиза
Фото: Ревизор.ru
«Санктъ-Петербургъ Опера» хорошо известна в России и за ее пределами, награждена множеством престижных театральных премий. В этом году она открыла свой 31-й театральный сезон.
Коллектив привез на фестивальный смотр три стилистически разновекторных работы — «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Летучая мышь» И. Штрауса и «Поругание Лукреции» Б. Бриттена. Такое разнообразие пристрастий художественного руководителя театра народного артиста России , такой размах репертуарного диапазона поднимает театр на высокий зрительский пьедестал на нынешнем московском фестивале.
"Ты, Моцарт, бог!" «Дон Жуан\ — одна из величайших вершин мировой оперной литературы. Это лакмус исполнительской состоятельности и профессионализма. Божественная простота достигается превеликим мастерством, изящная легкость — тяжким трудом. И тысячу раз прав Юрий Александров, что качество оперной труппы определяется именно „Дон Жуаном“. А уж если в театре могут исполнить „Дон Жуана“, то можно браться за любую оперу.
Трагикомедия „Don Giovanni“ уже несколько столетий является неиссякаемым источником вечного поиска в искусстве ответов на общечеловеческие вопросы. Мир меняется, а вопросы жизненного бытия так и остаются вопросами — любовь или страсть, мораль или право, смелость или трусость, жизнь или вечность.
Фото: KudaGo.com Жанр оперы, обозначенный композитором как drama giocosa, имеющий признаки и оперы-буффа, вероятно, предоставил режиссеру-постановщику Юрию Александрову свободно варьировать смысловые акценты, „намечать новые болевые точки“ в интерпретации сюжета и мотивации героев. Люди-актеры-персонажи проявляются, то как представители настоящего мира, то как театрального, являясь действующими лицами и Моцарта, и Александрова одновременно.
Показалось, что в каждом характере героев максимально показана их собственная антитеза. Если герой привычно благороден, то он превращается в лицемерного святошу. Страдающая героиня теряет свою привлекательность из-за истеричной ревности. Святая чистота грязнет в греховных желаниях. Глупец выказывает свою мудрость, а законченный развратник ведет себя как яркая свободная личность. И это не идет вразрез с общей канвой сюжета, не переворачивает смысл. И когда у Александрова не „все умерли“, а все живы — это не смущает, а преподносит замечательный сюрприз — эффект театра в театре. Эвона как вывернули!
Фото: KudaGo.com Художник постановки поместил историю севильского озорника в пространство почти „Фантом-оперы“, известного фильма. Эту мысль навевает барочная декорация, окаймляющая всю сцену — театральные ложи, напоминающие и архитектурные галереи Севильи, и особняки грандов. Отсылает к параллели и двигающаяся вверх-вниз люстра. Общий черно-серый цвет акцентируется ярким красным в финале первого действия — самая эффектная сценографическая картинка спектакля. Роскошный канделябр алого стекла медленно опускается сверху. Донна Анна, дон Оттавио, донна Эльвира появляются в центральных верхних арках декорации в фантастически-красивых костюмах, изукрашенных также алым. Красные перья головных уборов мерцают в свете красных рамп художника по свету . Изумительно, театрально, эффектно!
Фото: KudaGo.com Юрий Борщёв, накануне смешивший публику своим дежурным по тюрьме из „Летучей мыши“, выступил в роли главного героя Дон Жуана. Высокий и фактурный, он убедительно слыл на сцене женским сердцеедом. Красивый тембр его голоса звучал в серенаде. В быстрой арии „с шампанским“ чуть присутствовали ансамблевые шероховатости с оркестром.
Евгения Кравченко создала, согласно концепции режиссера, не самую ангельскую Донну Анну. Да вовсе она и не оплакивает отца. Это просто оплаченный актеришко изображает призрак Командора для потехи скучающего бомонда. Свои музыкальные номера пела очень смело, владея голосом в соответствующей манере.
Фото: KudaGo.com Хорошо провел свою сцену в первом действии , Оттавио. Тенор лился легатиссимо, красиво сверкая тембром Фаринелли-кастрата.
Присутствуя на „Летучей мыши“ и на „Дон Жуане“ театра „Санктъ-Петербургъ Опера“, хочется отметить оркестр и его солистов. Сыгравшие под предводительством в оперетте и  в опере, хорошо звучали, учитывая, что оркестровые ямы были чужие и в разных залах.
Начальная и финальная застывшая картинка спектакля закольцевали задумку режиссера. Это рамка — в которую можно поместить любой разыгрываемый сюжет в угоду скучающему избранному обществу.
Красивый спектакль „Санктъ-Петербургъ Оперы“ „Дон Жуан“, стилистически трудный, исполнительски тяжелый обогатил фестивальный показ, познакомив москвичей со своим видением одного из популярнейших шедевров мировой сцены. Почему-то думается, что постановкам этого театра присуща красота по умолчанию. В 1998 году театр обрел собственную сценическую площадку, ею стал особняк барона фон Дервиза в центре старого Петербурга. Юрий Александров считает это главной наградой своего театра. Изумительность архитектуры, роскошь интерьеров, изысканность храма искусства барона фон Дервиза — готовый антураж и сам дух театрального эстетства.
Видео дня. Что будет, если человек попадет в черную дыру
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео