Войти в почту

Эрмитаж открыл выставку к 100-летию революции и провел музыкально-поэтическую мистерию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 октября. /ТАСС/. Государственный Эрмитаж на один вечер вернул себе с помощью прожекторов цвет, в котором он был во время революции: на момент исторических событий 1917 года Зимний дворец был красным. В среду петербургский музей открыл выставку к 100-летию революции и устроил музыкально-поэтическую мистерию на Дворцовой площади в рамках масштабного проекта "Штурм Зимнего", длившегося весь год. Вместо штурма Зимнего дворца Эрмитаж собрал на Дворцовой площади горожан и туристов для того, чтобы они послушали музыку и стихи. Мистерия началась в семь часов вечера после боя башенных часов со строк письма Владимира Ленина к членам Центрального комитета. Затем прозвучали стихи Александра Блока, Анны Ахматовой, Зинаиды Гиппиус и других современников революции. Музыкальным сопровождением стали произведения Николая Римского-Корсакова, Сергея Прокофьева, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. В музыкальный ряд были включены фрагменты музыки из балета "Щелкунчик" и оперы "Борис Годунов", которые шли вечером 25 октября 1917 года в петроградских театрах. Эрмитажная революционная мистерия вызывала интерес у гуляющих по центру Петербурга, но зрителей было меньше, чем на 3D-спектаклях, которые проецируют изображения на стены зданий. Зимний дворец стал площадкой для выставки Весь Зимний дворец стал площадкой для выставки к 100-летию революции и ее же экспонатом. "Выставка размещена во всех парадных и не только парадных залах, потому что это не совсем выставка, а говорящий дворец", - рассказал перед ее открытием генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. "В этом особенность Эрмитажа: стены помнят русскую историю. Они говорят, и мы помогаем им говорить и рассказывать то, что происходило в 1917 году. Дворец и Эрмитаж были в центре всего: они стояли, следили, и в них решалась судьба, которая постигла Россию или была дарована ей", - сказал Пиотровский. Первым сигналом о том, что происходит в Эрмитаже, служат экспонаты Военно-исторического музея артиллерии во дворе Зимнего дворца. Туда доставлены пушки, которые размещались около Зимнего в 1917 году, и знаменитый "ленинский броневик" с надписью "Враг капитала". Долгое время считалось, что именно с него Ленин произносил речь в апреле 1917 года, но теперь установлено, что эта машина была изготовлена уже после революции, в 1919 году. К 100-летию революции во многих залах Эрмитажа, в Иорданской галерее и на лестнице появились известные революционные лозунги на гигантских красных полотнах, прославляющие Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и призывающие отречься от старого мира, отдать землю и власть народу, а Ленина - Вильгельму. Лозунг с упоминанием германского императора появился до Октябрьской революции, когда вождя большевиков объявили немецким шпионом. Историю можно изучать по залам В Ротонде Зимнего дворца открылась выставка революционной печати. Она рассказывает о становлении системы советского книгоиздательства в первые послереволюционные годы, когда еще не закрылись старые типографии и издательства, но уже активно начали появляться новые. Экспозиция включает более 200 образцов издательской продукции, вышедших в свет в первое десятилетие советской власти. В парадных залах Зимнего дворца развернулась выставка, которая расскажет о том, каким был Эрмитаж в 1917 году и что в нем происходило. Экспозиция в Аванзале посвящена жизни последнего российского императора Николая II и его близких. Там же представлена информация о Зимнем дворце как о главной императорской резиденции и о музее, который действовал в Эрмитаже задолго до революции, а осенью 1917 года готовился к эвакуации в условиях Первой мировой войны. О самой войне и благотворительной деятельности Романовых рассказывает выставка в Николаевском зале. На одной из стен размещена фотография того же зала, когда в нем располагался военный лазарет имени наследника цесаревича Алексея. Экспозиция в Малой столовой рассказывает о главном событии, от которого велась история Советской России: именно в этом помещении в ночь на 26 октября 1917 года секретарь военно-революционного комитета В. А. Антонов-Овсеенко с группой солдат и матросов арестовал членов Временного правительства. В этом зале стоят знаменитые часы, механизм которых был остановлен в момент ареста - в два часа 10 минут и не заводился 100 лет в память о революционных событиях. Пиотровский отметил, что в настоящее время это единственные часы в Эрмитаже, которые не ходят, и пообещал снова завести их 26 октября.

Эрмитаж открывает итоговую выставку
© ТАСС