Войти в почту

Не ратный подвиг, а новый вызов. Волгограду предложили политическую рок-оперу «Александр Невский»

Что в имени тебе моем Как стало известно «ФедералПресс», власти Волгоградской области рассматривают возможность постановки при участии одного из региональных театров рок-оперы «Александр Невский» столичного композитора и директора одноименного продюсерского центра («Невский») Вячеслав Лопухова. Автор провел закрытую презентацию своей идеи. Участие в обсуждении приняли общественники, руководители нескольких волгоградских театров, глава реготделение Союза композиторов России Павел Морозов, вице-губернатор Владимир Попков, курирующий в обладминистрации культуру, а также председатель профильного комитета областной думы Александр Осипов. Александр Невский в качестве православного святого был покровителем еще Царицына. Имя легендарного князя, в частности, носил главный православных храм города. Напомним, с весны 2016 по инициативе губернатора Андрея Бочарова в центре Волгограда идет активное строительство нового собора, который на 95 % будет повторять исторический памятник, взорванный в 1932 году большевиками. Строительство будет полностью завершено к 2021 году – к 800-летию Александра Невского. К этой же дате привязывается и автор оперы Вячеслав Лопухов. Он напоминает, что президент Владимир Путин издал отдельный указ по поводу празднования 800-летия святого князя-воителя. В это связи, по мнению Лопухова, просто необходим масштабный сценический музыкальный проект, который бы помогал популяризировать идею Александра Невского как духовного объединителя страны, пробудителя самосознания русского человека. Директор продюсерского центра «Невский» Вячеслав Лопухов Политика вчера и сегодня Дидактическую роль истории про князя Александра Вячеслав Лопухов трактует вполне однозначно и однородно. Для него ключевая заслуга Невского не в ратных подвигах, а в осознанном выборе, который тот совершил и направил тем самым по определенному пути всю историю Руси–России. Невский решительно отказался от того, чтобы договариваться с европейскими державами, хотя и смог договориться с монголами. Это, по мнению Лопухова, вполне оправдано. Ордынские ханы разрешили свободу вероисповедания, в то время как в случае союза с прозападными силами русские люди были бы насильственно лишены православной веры. В этом есть доля исторической истины. Действительно, ордынцы не препятствовали, а даже помогали отправлению православия. В Сарай-Берке (на территории современного Ленинского района Волгоградской области) была организована православная епархия. В сюжете оперы уделяется достаточно место монгольским властителям, помимо хана Сартака, названного брата князя, одним из центральных персонажей выступает некий «мудрый мурза», к советам которого Невский прислушивается. При этом, как рассказал на встрече Лопухов, есть и негативный пример князя Даниила Галицкого, который повел свои земли по другому пути, приняв католичество и признав первенство римского понтифика в духовных вопросах. С этими территориями «у нас до сих пор противоречия непримиримые, вы видите», – пояснил Лопухов (очевидно имея ввиду Западную Украину). «По сути, Россия сегодня вновь стоит перед таким же вызовом. И от того, по какому пути пойдет развитие личности, и от того, сможет ли страна вернуться к своим подлинным духовным истокам и традициям, зависит будущее России», – пишет автор оперы в одном из своих обращений. Доктор исторических наук, профессор Европейского Университета в Санкт-Петербурге (а до того Волгоградского госуниверситета) Иван Курилла отмечает, что пассаж про новый выбор вызывает у него удивление. «Такая политизация говорит лишь о том, что восемь веков прошли напрасно», – констатирует Курилла. – Вообще не хотелось бы давать политические оценки опере. Это не самый лучший путь – не хотелось бы уподобляться критикам Тангейзера или постановок Кирилла Серебренникова. Можно, однако, отметить символическую роль героя планируемой постановки: вокруг личности Александра Невского споры идут уже не одно столетие. Сегодня его имя стало символом «цивилизационного выбора» Руси в пользу Востока в лице монголов и против Запада, то есть тевтонских рыцарей. РПЦ традиционно считает западное христианство большей угрозой для себя, чем восточные религии, отсюда и почитание Александра в православии. Некоторые историки, изучавшие политическое развитие страны, напротив, считают выбор в пользу восточного деспотичного типа государства, сделанный Александром, предопределившим многие проблемы страны вплоть до наших дней». Кто нам споет? А вот у волгоградских деятелей культуры, которым автор оперы показал фрагменты и долго увлеченно рассказывал о масштабе замысла, к Лопухову возникли вопросы не столько идеологического или исторического, сколько прикладного свойства. В каком жанре планируется произведение, сколько для него нужно музыкантов, инструментов, актеров, какая сцена и тому подобное. Отвечал автор расплывчато, поясняя, что можно сделать и классическую оперу и рок-оперу с представлением. В диалоге выяснилось, что сам Лопухов не определился до конца даже с жанром, не говоря уже о конкретной площадке (источник, близкий к губернатору региона рассказал, что уже обсуждалась идея премьеры оперы под открытым небом на площадке у строящегося собора, якобы у такого предложения есть лоббисты в волгоградской епархии РПЦ). Нет у автора и прописанной партитуры ни под один из вариантов оркестра. Ее, по мнению Лопухова, создаст дирижер, с которым будет работать постановщик. Постановщик, насколько можно судить из слов автора оперы, должен быть определен на месте. В дальнейшем спектакль может стать постоянным. Сколько средств на это потребуется, в том числе какими будут авторские отчисления, уточнить пока не удалось. Расплывчатые ответы Лопухова, который много говорил о вере, православии и вообще величие замысла, разочаровали присутствующих. Кстати, первым встречу покинул Владимир Попков. Александр Осипов объясняет: «Лично я не могу по отрывкам сформировать какое-то представление обо всем произведении. Мне сказали, что есть готовая опера, а пока не очевидно так ли это. Непонятен формат. Саму идею я приветствую, но не совсем понимаю, что автор хочет именно от нас. Подарить идею, чтобы мы поставили? Продать ее? Непонятно даже, что это за формат, жанр, говорить про реализацию сложно. Конечно, это должны решать профессионалы, музыканты, композиторы». Противоположной точки зрения придерживается общественный деятель, эксперт ОНФ Станислав Рыгин, который также побывал на встрече с автором оперы. «В истории нашего края есть какое-то забвение, мы город одного события, великого Дня Победы. А истории междуречья между Волгой и Доном нуждается в освещении. Александр Невский, это символ не только всей истории страны, но и наших мест, он очень нам важен, – объясняет Рыгин. – А, вот, Осипов и остальные умники показали себя не с лучшей стороны. Может, правильно, что они ушли. Они в таком деле лишние люди, потому что не смогли понять масштабность, даже выслушать достойно художника. Это же очевидная ведомственная разобщенность – директор театра говорит об одном, дирижеру подавай партитуру и так далее. А это масштабная вещь, духовная, за нее нужно браться всем миром». Рыгин, в свою очередь, предлагает создать рабочую группу, которая будет заниматься разработкой вариантов воплощения идеи постановки. Отметим, что по информации «ФедералПресс» предложение о постановке рок-оперы про легендарного князя, планируют донести до губернатора Андрея Бочарова.

Не ратный подвиг, а новый вызов. Волгограду предложили политическую рок-оперу «Александр Невский»
© РИА "ФедералПресс"