Русский Чарли Чаплин. Как Аркадий Райкин стал величайшим юмористом эпохи
24 октября 1911 года родился Аркадий Райкин, народный артист СССР, режиссёр и юморист. За многогранность таланта его называли русским Чарли Чаплиным, «человеком с тысячей лиц». Внешне казалось, что его жизнь – сплошной смех, но это было обманчивое впечатление. SPB.AIF.RU вспоминает о непростых моментах в судьбе великого мастера сатиры и пародий. «Еврею быть клоуном? Никогда!» Аркадий Райкин родился в Риге в многодетной семье портового брокера и акушерки. В школе мальчик увлекался театром, занимался в драмкружке, а вот знакомство с цирком едва не обернулось семейной драмой. В Рыбинске, куда семья бежала из Риги в первую мировую войну, гастролировал цирк-шапито. Недолго думая, девятилетний Аркаша взял сестричек и отправился на представление. В это время домой вернулся отец. Узнав, что его дети так поздно смотрят «этот балаган», он рассвирепел: «Еврею быть клоуном? Никогда!» и даже пустил в ход ремень. Для него, всю жизнь отбирающего в морском порту лес для лесопилен и шахт, увлечение сына театром казалось пустым и вредным: «Ну, если уж так тянет в артисты, то лучше, как это принято в интеллигентных еврейских семьях, музыкой заняться!», – сказал отец и купил сыну скрипку. Однако его желаниям не суждено было сбыться. Аркаша быстро приспособил инструмент для катания по льду, а затем, сделав из смычка кнутик, возил скрипку по снегу, как саночки. В 1922-м семья переехала в Петербург, а ещё через два года 13-летний Аркадий едва не умер. От сильной простуды началась ангина, давшая осложнение на сердце. Ревматизм и ревмокардит на 9 месяцев приковали подростка к постели. Слабость была такая, что, когда он встал, буквально заново учился ходить. Тогда, по воспоминаниям близких, у него и появилась ранняя седина, сформировался характер. Он стал замкнутым, думающим, наблюдающим. Выступали на передовой Выздоровев, юноша устроился лаборантом на Охтинский химический завод, но затем, вопреки желанию родителей, поступил в Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). Должен был учиться на курсе Трауберга и Козинцева, однако его определили в мастерскую помощника Мейерхольда В.Соловьёва – знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера. Одновременно Райкин брал частные уроки пантомимы и сценического движения у «короля юмора» 1910-х Михаила Савоярова. Так он вышел на путь, предназначенный ему судьбой. Известность пришла в 1939-м. На 1-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады он выступил с танцевально-мимическими номерами «Чаплин» и «Мишка» и стал лауреатом. В том же году Аркадий Исаакович был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, а ещё через три года стал его художественным руководителем. Райкин возглавлял Ленинградский театр эстрады и миниатюр почти сорок лет. Целая эпоха... В Великую Отечественную коллектив выступал на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, палубах боевых кораблей. Не раз оказывались на волосок от гибели. Однажды не успели доехать до места ночлега, а ночью этот «ночлег» (сарай) разбомбили. Словом, театр прошел по-настоящему боевой путь, а его руководитель в победном 1945-м был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. В мирное время Райкин сделал свой театр в Ленинграде одним из самых любимых горожанами. В разное время на сцену театра выходили Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, Мария Миронова и Александр Менакер, Вениамин Нечаев и Павел Рудаков, Эдуард Хиль и Мария Пархоменко. Во время гастролей в Одессе именно Райкин заметил талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» и в 1962 году пригласил работать в свой театр Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко. Ну а самым долгожданным на сцене всегда был сам Аркадий Исаакович. Каждое его выступление – это маленький шедевр. Исполнитель монологов, фельетонов, он сочетал в себе интеллигентность, скромность и редкий дар – умение рассмешить людей. «Бум меняться?» Выступления Райкина всегда собирали огромную аудиторию, а многие фразы со сцены перекочевали на киноэкраны и в народ. Так одним из самых запоминающихся стал монолог «Жизненная лестница», в котором он высмеивает зазнавшихся чиновников и всех, кого изменила высокая должность. Особенно на «ура» зрители приветствовали номера с быстрым перевоплощением. В новелле «Показ мод», например, комик исполнил сразу несколько ролей: художника Репкина, директора пуговичной фабрики Кругозорова, директора швейной фабрики Слоновникова, пожарного Набатова. Причём каждый новый персонаж смешнее другого. Настоящим хитом тех лет стала и миниатюра «Волшебная сила искусства». Знаменитый артист сыграл в ней ученика, который помогает своей скромной пожилой учительнице приструнить хамов-соседей по коммуналке. А его фразочка «Бум меняться?» надолго стала нарицательной. В разгар застоя в 1974 году на советских экранах появилась 4-серийная комедия «Люди и манекены». Фильм построен как рассказ о рабочем дне таксиста, на протяжении которого зрители знакомятся с персонажами из народа. И хотя его пассажиры «люди маленькие», Райкин своим мастерством поднял их проблемы на чеховскую глубину. «Меня часто спрашивают, почему я согласился возглавить Театр Эстрады, говорит художественный руководитель театра, заслуженный артист РФ Юрий Гальцев. – Ответ такой: ради памяти человека, имя которого этот театр носит. Представляете, во время спектакля стою за кулисами – наблюдаю за своими учениками, а за спиной у меня... гримерная Аркадия Исааковича Райкина. Райкин отдал этой сцене сорок лет своей жизни. Сорок лет! Целая эпоха в истории отечественной эстрады. Это был великий артист. Я видел его выступление вживую, это было более тридцати лет назад. Тогда я учился на втором курсе ЛГИТМиКа – Ленинградского театрального института. Такого артиста как Райкин сейчас нет. Да и сатиры такой нет. Изменилось время, изменился театр. Эстрадный жанр развивается, и даже в московском «Сатириконе», у Константина Райкина, уже нет миниатюр. Но память об Аркадии Исааковиче живет». Несмотря на огромную популярность, у Райкина не сложились отношения с руководившим тогда Ленинградом Григорием Романовым, партийной верхушкой. В итоге он принимает непростое для себя решение и переезжает в Москву. Как вспоминал Аркадий Исаакович, тогда он единственный раз в жизни обратился к Брежневу и попросил дать в столице театр. Генсек, обожавший комика, сразу согласился. Так возник Государственный театр миниатюр, знаменитый «Сатирикон», которым сегодня руководит его сын Константин Райкин. «Если бы если отец увидел, как живёт сегодня труппа, пришёл бы на наши спектакли, он бы порадовался! – уверен Константин. – Знаю его вкусы, пристрастия, сам в большой степени воспитан на его художественных принципах. Я вёл с ним в своё время довольно непростые беседы, каким театр будет дальше. Сегодня изменилось в «Сатириконе» всё, кроме основополагающих принципов, которые я проповедую, так же как и отец. Например, любви. Огромной любви к зрителю».