Несвятое семейство
В стильном почти монохромном пространстве (художник Михаил Бархин) бедной квартиры незнаменитых итальянских "бандито" разворачивается комическая история похищения дочки банкира. Пожилой вор и его богомольная жена, драматически взывающая к образу Мадонны (замечательные актерские работы Сергея Кузнецова и Елены Мелешковой), ждут возвращения с "дела" своего незадачливого сыночка - в исполнении разностороннего Александра Матвеева, легко переходящего от лирических ролей к гротескным, от обаятельных персонажей – к отталкивающим. Тот вроде бы справляется со своей задачей киднэппинга – но здесь невезучих "гангстерито" подстерегает неожиданность. Фото: Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова Не будем портить впечатление будущим зрителям от лихо закрутившейся интриги спектакля, лишь скажем, что очаровательная блондинка, похожая на Мерилин Монро в деловом костюме (еще одна удача Любови Виролайнен), оказывается не такой невинной жертвой, как можно предположить в начале. Да и простодушный до глупости сосед, навязчиво предлагающий починить дверь и все время заглядывающий "на огонек", тоже не водевильный простак. В общем, реальность житейских коллизий сталкивается с комедией ошибок, а приземленность быта воровской шайки (стены квартиры выложены поношенными матрасами) – с их напыщенными мечтами о красивой или, наоборот, тихой жизни. Олицетворением такой мечты выступает задник с проекций замка у моря и по-детски нарисованным белым теплоходом (этот сценографический прием присущ манере Бархина-младшего). Фото: Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова Итальянские пьесы и фильмы про бедняков, мошенников, обаятельных гангстеров давно известны русскому зрителю, любимы им, хотя и почти полностью вытесняются из современного теа-кино пространства мейнстримной голливудской продукцией или изысканно-скучным арт-хаусом. Конечно, пьеса Альдо Николаи созвучна своему времени, но снабженная вставными репликами – плодом режиссерской и актерской импровизации – начинает звучать по-новому. Она приобретает актуальность, делая выпуклой, гротескно-комической тему тотального воровства и нечестности, которые пронизывают общество снизу доверху, от незадачливых бандюганов до высокопарных политиков. Последние, слава Богу, в этой камерной пьесе, где все действие ограничено условными четырьмя стенами квартиры, не присутствуют. Но их упоминают персонажи, рассуждающие на тему несправедливых законов и того, что хорошо бы построить мостик… т.е. создать профсоюз воров, чтобы они сами могли писать законы для остального общества. Как будто бы так не происходит на деле! – кажется, эта мысль молнией проносится по зрительским рядам вместе с легкими смешками. Фото: Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова Вообще, идея мошеннической сплотки, воровской корпорации – по сути, становится главной мыслью героев спектакля, приходящих в итоге к интересной "конфигурации" своей мошеннической команды. И если некоторые линии развития сюжета предвидеть можно (например, любовный треугольник, куда начинает не очень вписываться брутально широкобедрая и вульгарная невеста главного героя – острохарактерная работа Елизаветы Александровой), то финальные его коловращения даже любители детектива, пожалуй, не разгадают. Что же, это тоже может заманить в театр печальными осенними вечерами – как и предвкушение отличной актерской игры, в которой незаметно "растворено" режиссерской мастерство Татьяны Казаковой. В очередной раз доказавшей, что большому режиссеру не требуются выкрутасы, кунштюки и "шифрования пустот", чтобы создать динамичное, увлекательное и вполне актуальное зрелище. Фото: Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова