Чацкий — герой нашего времени
ТАЛЛИНН, 27 октября— Sputnik, Владимир Барсегян. Премьере в театре предшествует генеральная репетиция, когда в зал допускаются только члены художественного совета театра и небольшое количество "своей" публики. Это необходимо для того, чтобы ощутить "дыхание" зала и исправить небольшие недочеты и ошибки. Журналисту Sputnik Эстония удалось стать участником этого события. Сразу хочется оговорить одну вещь: автор этих строк не является сторонником "осовременивания" классических литературных произведений, когда режиссеры втискивают героев давно минувших дней в прокрустово ложе современных форм. Однако спектакль Степана Пектеева по мотивам "Горя от ума" Александра Сергеевича Грибоедова не вызывает в душе ни малейшего чувства протеста, а скорее наоборот. Было интересно и понятно, почему герои начала 19-го века существуют в контексте неоновых букв и современного саундтрека. "Европейская премьера оперы "Доктор Гааз" прошла с аншлагом" >> Автор спектакля — Степан Пектеев (на слове автор необходимо поставить ударение и подчеркнуть его) болеет Грибоедовым и Чацким. Они для него те герои, которые так нужны современной России и которых в ней, по мнению постановщика, сейчас нет. Режиссер абсолютно искренен в этом своем творческом высказывании, без малейшей попытки соответствовать некой политической конъюнктуре, что подкупает и не может не вызывать уважения. Спектакль как вариации на музыкальную тему В этой постановке мы имеем дело с активным вмешательством режиссера в текст пьесы, и это связано с его желанием сделать одним из персонажей спектакля самого Грибоедова, чья фигура заслуживает несомненно большего внимания исторической науки и современного российского общества. Нельзя сводить значение этого человека только лишь к авторству одной, пусть и великой, пьесы и одного прекрасного вальса. Сцена из спектакля "Горе от ума" Сам Семен Пектеев считает Грибоедова Моцартом своего времени, героем, гением, почти декабристом и великим музыкантом. И в связи с этим последним обстоятельством хочется отметить деталь, которая кажется очень важной в этой постановке: в крупной музыкальной форме существует несколько мелодий, и в пьесе они есть также. А дальше — вопрос вариаций на эти мелодии. Мне думается, что автор спектакля своими текстами, "дополняющими" Грибоедова, и создает эти вариации, трактовки… Живые люди и маски Безусловно, хочется поговорить и об актерских работах. Главным достижением спектакля стало ощущение ансамбля: все актерские работы составили мозаику необычного представления, у которого, хочется надеяться, сложится счастливая сценическая судьба. Ярки и неистовы в ролях Чацкого и Софьи Александр Кучмезов и Алина Кармазина. Только их герои среди этого скопища гротескных и страшных образов-масок по-настоящему живы и способны на подлинное чувство — безжалостное и беспощадное к тем, кто является его носителем. Сцена из спектакля "Горе от ума" Небольшой эпизод, который хочется привести для полноты картины. Атмосфера генеральной репетиции, или, как это нынче принято называть, сдачи спектакля, всегда более сдержанна, нежели атмосфера премьеры, куда все приходят чуть "взвинченными". На сдаче — все свои, и поэтому всё гораздо спокойнее и тише. Однако в финале спектакля зал аплодировал стоя и кричал браво. "Очередной театральный фестиваль "Золотая Маска в Эстонии" успешно завершился" >> Несомненно, что спектакль будет воспринят неоднозначно. У него найдутся и яростные сторонники и яростные противники, но ведь это гораздо лучше вежливого потирания ладошки о ладошку в конце представления как изображение аплодисментов.