Российская Тоска в Римской опере. Интервью со Светланой Касьян
На премьере, которая состоялась 14 января 1900 года, именно здесь, в Римской опере, случился страшный переполох из-за якобы заложенной бомбы: в переполненный зал ворвалась полиция. После начала спектакля опоздавшие протестовали, требуя начать представление заново, – таков был обычай в итальянских оперных театрах. И это далеко не последний факт в истории легендарной оперы. Великая Вишневская, не раз исполнившая бессмертный оперный шедевр, в своей книге “Галина” пишет о переделке классических опер в советское время. Среди них она называет и оперу “Тоска”, где главная героиня Пуччини, “схватив красное знамя, идет на баррикады умирать за светлые идеи коммунизма”, а опера получает новое название – “Борьба за коммуну”. По сюжету действие оперы разворачивается в конце XIX века, в Риме: в Церкви Сант Андреа делла Валле и Палаццо Фарнезе, – реальных местах, в которых можно побывать и сегодня. Декорации спектакля 1900 года сделаны с удивительной точностью, а для создания особого настроения в определенных сценах Пуччини смог добиться подлинного звучания колоколов собора Святого Петра. Современная “Тоска” в Римской опере – знаменательна бережным сохранением первоначальной постановки, начиная от декораций, и, кончая каждой ленточкой на костюмах героев. Общий колорит, цветовое решение спектакля – яркое, насыщенное; богато разнообразными оттенками красного и золотого. Огромна роль – световых решений мизансцен. Фантастически слаженный оркестр (дирижер – испанец Жорди Бернасе) буквально подхватывает каждую сцену, а в драматических моментах становится чуть ли неглавным участником действия. Голоса в спектакле подобраны – сильные, тембральные: Марио Каварадосси – Джорджо Берруджи – предельно эмоционален; Скарпиа – Геворг Акопян – зловеще сдержан; Флория Тоска – красивая, чувственная, темпераментная. Всё – в лучших традициях одной из самых драматических опер в истории. Своими впечатлениями от участия в грандиозной постановке поделилась исполнительница заглавной партии – Светлана Касьян: Светлана, говорят, если спеть репертуар belcanto, то потом можно петь всё. Это правда? – Всё очень индивидуально. Кто-то всю жизнь поёт Моцарта, а кто-то – Вагнера и прекрасно себя чувствует. Зависит от многих причин, от краски, от тембра голоса, от физических возможностей и даже от внешних данных! Мой голос имеет большой диапазон; поначалу меня и в меццо хотели повести!.. Сейчас директора определяют мой голос как сопрано – spinto-drammatico. Это темный голос, с “металлом” и полным диапазоном – от ре малой октавы до соль третьей. Когда учились в консерватории, где представляли себя на сцене: в России или за рубежом ? – Сразу мечтала о международной карьере, изначально хотела выступать не только в России, но и за её пределами. Над чем сейчас в большей степени работаете? Над техникой, над актерским мастерством, сценическим движением или итальянским языком? – Выступаю в Италии уже более шести лет. Итальянцы говорят, что с пением на языке оригинала я справляюсь. Учеба в Большом театре и занятия с педагогами – тоже дали свои результаты. Оттачивание мастерства – это работа всей жизни. Увидев или услышав талантливое сочинение, никогда не поверю, что над ним мало работали или не работали вообще. Это колоссальный труд! © Yasuko Kageyama Фото предоставлено Римской оперой Премьера… Вы стоите перед выходом на сцену. Сильнейшее напряжение, которые вы испытываете, это предел экстрима в вашей профессии? – Экстремальные ситуации бывают довольно часто. Однажды пришлось учить сложнейшую партию всего за два дня. Были тяжелые перелеты (с несколькими пересадками), а потом сразу – выступление. Да и организм как-то давал сбой, а петь надо, премьеру не отменишь… А бывало так, что на какой-то из ваших премьер происходили непредвиденные вещи ? – Конечно! Иногда – просто мелочи, например, в мизансцене, вдруг отсутствует нужный реквизит, и ты должна всё это как-то обыграть сама. А бывали случаи и посерьезнее. Мой партнер по спектаклю, очень известный баритон (не буду называть его имя) не смог петь после первого акта. Что же, пришлось прямо во время премьеры “спеться” с новым партнером ? – Да, была замена. Эмоционально это очень сложно выдержать, но Господь Бог мне помог, все прошло очень хорошо. Премьера состоялась. Перевоплощаетесь в Тоску или надеваете маску, а под ней остаётесь сама собой? – Тоска – действительно моя героиня: эмоциональная, страстная, горячая, взбалмошная, где-то – даже сумасшедшая, безумно ревнивая. Очень гармонично ощущаю себя в этом образе, даже волосы специально не отрезаю, чтобы это был не парик, а настоящая прическа, ведь у моей героини были темные длинные волосы… Что больше всего запомнилось в момент подготовки к премьере ? – Накануне спектакля у меня состоялась частная аудиенция с Папой Римским. Это необыкновенное событие в моей жизни происходит уже второй раз. Непередаваемые эмоции! Благословив мой голос перед выступлением, Папа сказал напутственные слова, с какой-то невероятной теплотой и светом. Удивительная встреча… Что самое яркое было в детстве, связанное с музыкой ? – В тот момент, когда я себя начала осознавать (наверное, мне было года четыре), мама исполняла “Времена года” Чайковского, и вдруг я, маленькая девочка (до сих пор это помню!), поняла, что жить без этой музыки не смогу. Ещё отчетливо запомнилось, когда меня в возрасте семи лет назначили солисткой детского хора (мы тогда жили в Грузии), и я исполняла очень красивую песню “Тбилисо”, – это тоже одно из сильнейших детских музыкальных впечатлений. Вы смогли бы прожить без Музыки хотя бы один день ? – Есть дни, когда слушаешь тишину… Такие моменты в жизни мне просто необходимы. Пение птиц, шелест листьев, капли дождя, шум морского прибоя… Ведь из всего этого и рождается она – музыка, а для творческого человека – природа – это то, откуда он черпает вдохновение, силы и энергию. У меня абсолютный слух и звуки природы часто пытаюсь соотнести с музыкальными, – какой нотой звенит падающая капля или в какой тональности звучит весенняя гроза… Что скажете об Италии? Как влияет климат на ваше самочувствие, голос ? – Климат прекрасный, конечно же, Италия создана для певцов! Рим – фантастический город, но уж слишком много людей, огромное количество туристов. Обожаю другой итальянский город – Турин, это место, где можно, несмотря на работу, найти уединенные уголки, как говорят итальянцы “анголо” тишины и покоя... Что в творческих планах? – Готовлю премьеры опер в Италии и России. Это такие потрясающие роли: в Неаполе буду петь “Сестру Анджелику” и “Плащ” Пуччини. В Москве исполню партию Земфиры в одной из красивейших русских опер “Алеко” Рахманинова. Приглашаю всех на премьеру 7 ноября в Российский академический молодежный театр.