Премьера "Ревизор" в МОГТЮЗ

Ведь именно для них, для юных зрителей, Хлестаков в козлиной шкуре вытаскивает из кармана бесконечную связку ярких платков, взбирается на ходули, распиливает пополам губернаторшу, словно цирковую статистку, и вообще ведёт себя как обыкновенный школьник, попавший, вместо страны невыученных уроков, на страницы произведения нашего великого классика, над которыми как водится… заснул. Спектакль содержит пластические этюды, цирковые номера, пантомиму, элементы кукольного театра, но смотрится на удивление цельным. Больше всего отличает "Ревизора" в МОГТЮЗе от классической постановки, например, Малого театра не музыкальное сопровождение или визуальные спецэффекты, а некоторый концептуальный выверт, характерный именно для детского театра. Неожиданно на авансцену (буквально) выходит унтер-офицерская вдова. Среди прочих притесненных и обиженных городничим она, очевидно, самая бедная и безответная жертва. Только ей впечатлительный и, в общем-то, эмпатичный Хлестаков даёт денег, вместо того, чтобы их брать. И этот момент особенно акцентирует режиссер, превращая банковский билет, который выделил старушке от своих богатств герой, в некоторый метафизический билет, позволяющий ему выехать из города целым и невредимым – кстати, на печи(!) - удачная находка сценографа. Вообще же, старушка унтер-офицерша в какой-то момент становится пугающей Пиковой Дамой, которая и забирает проворовавшегося городничего, перетягивая на себя концовку, так, что сидя перед бланком ЕГЭ выпускники и не вспомнят, что за новаторская "немая сцена" завершает произведение Гоголя. Да, к сожалению, сейчас мало школьников, которые читают комедию Гоголя с удовольствием и искренним смехом. Но разве когда-то их было много? Вообще одна из задач детского театра помогать юному зрителю знакомится с содержанием школьной программы. Правда, чтобы театральное действо не стало ещё большим испытанием для непосед, чем вечер с книжкой (которую, кстати, можно прослушать вконтакте) постановщикам приходится идти на уступки, неизбежно искажая авторский замысел. И тут вопрос в том, как далеко можно зайти, чтобы получить желаемую маркировку (в данном случае это 14+ ) и привлечь внимание детей, которых, это всем известно, тянет к грубости и упрощённости в силу того, что с этой стороной жизни они в сущности ещё ни разу не сталкивались. Можно сказать, что режиссеру удается балансировать на самой грани (хотя строгий критик, возможно, констатировал бы, что он, режиссёр, эту грань давно переступил) – на заметку придирчивым учителям!

Премьера "Ревизор" в МОГТЮЗ
© Ревизор.ru